Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

День славянской письменности и культуры.

Цель:

Раскрыть значение праздника «День славянской письменности и культуры»

Задачи:

1.Прививать детям любовь к родному слову, русскому языку, отечественной истории.

2.Познакомить учащихся с истоками создания славянской азбуки.

3.Воспитать уважение к создателям кириллицы, национальной гордости за язык.

КРАСНЫМ ЦВЕТОМ В СКОБКАХ УКАЗАНЫ НОМЕРА СЛАЙДОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СЛАЙДОВ ПО ЩЕЛЧКУ.

Материалы к празднику

«День славянской письменности и культуры»(1)

Дети читают стихотворение

По широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон (2) разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,(3)

Братьев славных равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Все народы, что пишут кириллицей,(4)

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

1-й ребенок-чтец

(5) Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные

Древляне, русичи, поляне

Скажите, кто вы?

Все хором

Мы – славяне!

2-й ребенок-чтец

(6) Своею статью все пригожие

Все разные и непохожие

Зовётесь ныне вы россияне;

Издревле, кто вы?

Все хором

Мы – славяне!

3-й ребенок-чтец

(7) Мы любим песни наши вольные,

Цветы, березы белоствольные,

Зовемся Любы, Оли, Ани,

Сережи, Коли.

Все хором

Мы – славяне!

Ведущий ( со свитком в руках ):

(8) Гой вы славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вам о Святой Руси, о далеких временах, вам неведомых.

Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки и премудрые строгие батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить; умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

Вот только грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились в славянских странах два просветителя – братья мудрые, Кирилл с Мефодием.(9) И придумали они буквы, а из них составили азбуку.

Дети рассказывают о Кирилле и Мефодии и об истории создания славянской азбуки.

1-й ребенок

В Греции, в городе Солуни, жили два брата. Отец у них был военачальником, по национальности он был грек, а мать была славянкой. У греков была своя азбука и книги, а у славян не было.

Младший брат – Кирилл – мечтал: «Когда вырасту, придумаю славянам буквы».

Он был лучшим учеником в школе и, когда вырос, не забыл свою мечту.

2-й ребенок

Кирилл, выучил много языков. Дали ему прозвище «Философ».(10) Но от славы и богатства он ушел в монастырь, стал монахом. Там, в тишине, вместе с братом Мефодием они составили азбуку.

1-й и 2-й ребенок вместе

(11) Много потрудились братья для создания славянской азбуки!

1-й ребенок

Братья старались сделать буквы азбуки красивыми, чтобы руке было не трудно их писать. Этими буквами потом были записаны слова многих мудрых книг. Как создателя славянской письменности святого Кирилла обычно изображают со свитком азбуки в руках.(12)

Ведущий

(13) Посмотрите на свиток с буквами славянской азбуки. Вот какие красивые эти буквы!

Каждая буква в славянской азбуке особенная. Буквы отражают дух народа: мудрость, силу и красоту. Глубокий смысл заложен уже в названии каждой славянской буквы. Сейчас мы это узнаем.

Выходят дети с шапочками-буквицами на голове.

Буква «Аз»

(14) Здравствуйте! Я – буква Аз. Я азбуке начало.

По имени первой буквы азбуки начала грамоты (да и начала любого дела) назывались «азами». В старину говорили «С познания азов начинается мудрость».

Буква «Буки»

(15) А меня зовут – буква Буки. В народе говорят: «Сначала аз да буки, потом и науки».

Буква «Веди»

(16) Моё имя – буква Веди. Я всё знаю, всё ведаю.

Ведущий

А знаешь ли ты, буква Веди, о том, что наша речь похожа на сад? В этом саду растут красивые цветы: это умные, добрые слова? Пусть сейчас наши дети назовут какие-нибудь добрые слова?

Дети (называют добрые слова)

« Мама», «папа», «солнце», «прости», «спасибо», «Родина», «свет», «книга», «радуга»…

Ведущий

Давайте задумаемся о смысле некоторых слов. Например, что означают слова: (17)

«Здравствуйте»?

Пожелание здоровья, здравия.

«Спасибо»?

– «Спаси Бог».

«Благодарю»?

Дарить все блага.

«Милосердие»?

Милое, доброе сердце.

Ведущий

Изменится ли что-то в мире, если люди будут чаще говорить добрые, святые слова?

Дети (дают ответы)

Люди станут больше улыбаться, радоваться.

Мир станет добрее.

Люди станут добрее и чище…

Ведущий

Вы сумели назвать добрые слова и даже объяснить смысл некоторых слов. Как важно, чтобы в нашей жизни мы старались не только говорить, но и выполнять то, к чему призывают нас эти слова – стараться жить просто и с любовью.

А теперь отгадайте загадки.

На странице букваря 33 богатыря.

Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей.(18)

(Буквы)

Русскую азбуку можно назвать младшей сестрой азбуки славянской.

Не дерево, а листочками,

Не рубашка, а сшита.

(Книга) (19)

1-й Ребенок-рассказчик

(20) Книги пришли на Русь с принятием христианства, в Х веке.

В Киевской Руси сразу же возникли школы, где обучали чтению, письму и «искусству книжному».

2-й ребенок-рассказчик

(21) Азбуку учили долго. Учитель произносил название каждой буквы, а все дети хором громко повторяли за ним. Даже пословица сложилась: « Азбуку учат, на всю избу кричат».

3-й ребенок-рассказчик

Бумаги тогда ещё не было. Писать учились на берестяной коре – бересте. Острым костяным или металлическим стерженьком – писалом на бересте процарапывали буквы. Для этого надо было приложить усилие. О том, что письмо дело не простое сложилась на Руси поговорка:

«Мнится: писание – легкое дело; но пишут два перста, а болит все тело».

4-й ребенок-рассказчик

(22) Немного позже, когда появилась бумага, писали ученики в школах гусиными перьями, которые макали в чернила.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинный».

Очиняли им перо,

Если не было остро.

А сможет ли кто-то сегодня отгадать загадку, которую придумали, в древнерусской школе:

«Пять волов одной сохой пашут»? (23)

Ведущий

Когда ученик в старинной школе уже знал буквы, он начинал учиться читать по книгам.

К книгам на Руси относились бережно, с почтением и аккуратностью.

Ребенок-чтец

(25) Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Так из летописей старых

Знали дети москвичей

О литовцах, о татарах

И о родине своей.

Ведущий

Хотите послушать, как красиво звучал славянский язык?

Ведущий или кто-то из взрослых читает фрагмент текста на славянском языке.

Ведущий

Славянский язык стал основой русского языка. Но и сам славянский язык живёт и сегодня. На славянском языке поются песнопения и совершается служба в православных храмах.

Иногда говорят, что славянский язык устарел и стал непонятен современному человеку. Но это не совсем так, надо только прислушаться к его звучанию!..

Величественно и торжественно звучат слова на славянском языке.

1-й ребенок-рассказчик

(26) А я слышал, что про книги в старину говорили: «Прочитал от доски до доски» . Как это?

2-й ребенок-рассказчик

Издавна на Руси, чтобы книгу сохранить, обложку для нее делали из досок. Доски обтягивали кожей; закрывая книгу, обложку стягивали металлическими застежками. Такая книга долго могла послужить. А прочитать такую книгу «от доски до доски», значит – прочитать от начала до конца, от первой деревянной створки обложки до второй.

3-й ребенок-рассказчик

(27) В старинной русской школе существовала традиция – когда ученик заканчивал какую-то часть обучения: выучивал буквы, прочитывал свою первую книгу, но приносил учителю в благодарность за науку горшок каши.

После уроков все ученики вместе с учителем ели эту кашу.

1-й ребенок-рассказчик

С тех давних пор «однокашниками» стали называть тех, кто учился вместе, а значит, ел одну кашу по окончании учения.

Дети дарят учителю горшок сваренной родителями каши со словами благодарности за учение.

Ведущий

Смотрите-ка, к нам пришли ещё несколько буквиц славянской азбуки.

Буква «Глаголь»

(28) Здравствуйте! Я буква Глаголь.

Глаголить – значит «говорить», «молвить». Существует поговорка: «Слово молвишь – не воротишь».

Ведущий

Значит, чтобы сказать, надо сначала подумать. Сейчас наши ребята подумают и расскажут нам пословицы о грамоте и учебе.(29)

Дети

Сначала аз да буки, потом и науки.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Азбука – к мудрости ступенька.

Что написано пером, не вырубишь топором.

(30) - Кто хочет много знать, тому меньше надо спать.

Красна птица пером, а человек умом.

Грамоте учиться – всегда пригодиться.

Век живи – век учись.

Ведущий

Буква «глаголь» учит нас быть мудрыми, владеть своим словом.

Буква «Добро»

(31) Добрый день! Меня зовут – буква Добро. Про добро тоже много пословиц сложил русский народ.

Дети

(32) - Час в добре пробудешь – всё горе забудешь?

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Добро не лихо – ходит в мире тихо.

Ведущий

(33) А вот ещё славянские буквы, у них свои особенные имена: «Есть», «Жизнь», «Земля»…

Если назвать поочередно первые буквицы славянской азбуки получатся слова со смыслом:

Дети

Аз Буквы Ведаю Глагол

Добра Есть Жизнь Земли

Ведущий

(34) А вот ещё буквы: «Люди» и «Рцы».

Буква «Рцы»

Здравствуйте, я Буква «Рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я начало слова «Русь»

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

Дети поют песню о Родине.

Ведущий

Спасибо вам, буквы, что учите нас мудрости, красоте и доброте. (35) Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что подарили они нам славянскую азбуку.

В современной русской азбуке – 33 буквы, а со старинного свитка славянской азбуки на нас смотрят 44 буквы-сестрицы.

Ребенок-чтец

(36) Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям.

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

  • Ознакомить воспитанников с истоками создания славянской азбуки и ее создателями.
Наскальные рисунки Наскальные рисунки Наскальные рисунки Наскальные рисунки Наскальные символы (буквы) Возникновение письменности Кирилл и Мефодий Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий Кирилл и Мефодий
  • Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых
До принятия монашества Кирилла звали Константин
  • Константин и Мефодий
Кто такие Кирилл и Мефодий
  • Родом они были из македонского города Солуни. И жили в 9 веке. Кирилл изучал богословие и преподавал философию.Его и прозвали философом, а по-русски мудрецом.Еще с детства мечтал он написать книги, понятные славянам.Ему стал помогать старший брат Мефодий. Азбуку стали называть кириллицей в память о ее создателе.
Кириллица и глаголица Первые книги писались на пергаменте Первая рукописная книга Новгородская летопись Лаврентьевская летопись Ипатьевская летопись Берестяные грамоты Берестяная грамота Конец XIV века. «От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловекъ на жерепце, зане ми здесе делъ много. Да пришли сороцицю: сороцице забыле» В.Васнецов «Нестор-летописец» Первые печатные книги на Руси Так выглядел славянский алфавит Начальные буквы славянского алфавита
  • «Сначала «аз» да «буки», потом и науки».
  • АЗБУКА
Пословицы о пользе учения
  • Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
  • Идти в науку – терпеть муку.
  • Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
  • Без муки нет и науки.
  • Ничего не мыслить – век киснуть.
Памятник Кириллу и Мефодию в Москве скульптор В. Клыков Памятник Кириллу и Мефодию Памятник Кириллу и Мефодию в Коломне Святые Кирилл и Мефодий. Икона. 1969 г. Святой Кирилл. Фреска церкви Апостола Петра. XIII в. Болгария.
  • День памяти святителей Кирилла и Мефодия церковно-государственный праздник - День славянской культуры и письменности.
  • В этот день в нашем городе проходит традиционный Крестный ход к поклонному Кресту. Шествие по центральной улице собирает верующих, казачество во главе с духовенством.
  • В честь
  • Дня славянской культуры и письменности
  • проходят различные театрализованные представления в концертных залах нашего города, а также в учебных заведениях и библиотеках проводятся литературные чтения, уроки и презентации.
  • Два брата, Кирилл и Мефодий, Спасибо хотим вам сказать За буквы, что очень нужны нам Чтоб научить нас читать.
Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад № 129» Ермолова Елена Александровна

Слайд 2

День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Слайд 3

История праздника

  • 1986 г. – возрождение праздника
  • 1991 г. – утвержден как государственный праздник
  • Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника
  • Во всех городах проводятся фестивали, концерты
  • Слайд 4

    О жизни Кирилла и Мефодия

    Кирилл (род. в 827 г. , до принятия монашества – Константин) и Мефодий (род. в 815 г., мирское имя неизвестно) родились в семье византийского военачальника из г. Фессалоники (Греция).

    Слайд 5

    Св. Мефодий

    Св. Мефодий – высокопоставленный воин, правивший около 10 лет одним из славянских княжеств, подчиненных Византии, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

    Слайд 6

    Св. Кирилл

    Св. Кирилл с малых лет отличался умственными способностями. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из Отцов Церкви – Григория Богослова (IV в.).

    Слайд 7

    О жизни Кирилла и Мефодия

    В 861 году император вызвал святых Константина и Мефодия из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди.

    Слайд 8

    В 863 году посольство правителя Великоморавской державы (Чехия, Словакия, Богемия, часть Австрии и Венгрии) князя Ростислава просило у императора Михаила прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране.

    Слайд 9

    С помощью брата Мефодия Кирилл за 6 месяцев составил славянскую азбуку (т.н. глаголицу) и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие Апракос, Апостол, Псалтирь и избранные службы.

    "…пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка… Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде".

    Св.Кирилл.

    Слайд 10

    • В 868 г. Папа Римский Андриан II освятил переведенные братьями богослужебные книги, благословив проведение литургии на славянском языке.

    "Если же кто из учителей ваших дерзновенно начнет соблазнять вас, порицая книги на языке вашем, да будет отлучен пока не исправится. Такие люди суть волки, а не овцы…"

    Андриан II.

    Слайд 11

    14 февраля 869 в возрасте 42 лет Кирилл умирает в Риме

    «Мы тянули с тобой, брат, одну борозду, как супруг волов, и вот, я падаю на гряде, кончаю жизнь свою. Я знаю, ты очень любишь свой родной Олимп. Смотри же, не покидай даже ради него наше служение…».

    Слайд 12

    После смерти брата Мефодий продолжает евангельскую проповедь среди славян

    Благодаря деятельности св. Мефодия, и чехи, и поляки вступили в военный союз с Моравией, противостоящей влиянию немцев.

    «Я не молчал из страха и всегда бодрствовал на страже».

    Слайд 13

    К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности

    В Русской Православной Церкви память святых равноапостольных просветителей славян чествуется с XIвека

    Память каждого из св. братьев отмечается в дни их кончины: Св. равноап. Кирилл – 14 февр.(по ст. ст.)/27 февр. (по нов. ст.). Св. равноап. Мефодий– 6 апреля/19 апреля. Общая церковная память отмечается 11 мая/24 мая.

    Слайд 14

    Истоки русской письменности

  • Слайд 15

    Славянские азбуки: кириллица и глаголица

    Глаголица.

    Кирилл и Мефодий "переложили" звуки славянского языка на пергамент с помощью той глаголицы.

    Начертания букв не сохранились.

    Кириллица.

    В 893 г. появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах

    Русский алфавит.
    Церковно-славянский алфавит.

    Слайд 16

    Кириллическое письмо

    Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита.

    Устав - это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены".

    Слайд 17

    С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее.

    Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.

    Слайд 18

    В XV веке полуустав уступает место скорописи.

    Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка.

    Слайд 19

    Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остромирово Евангелие - 1057 года.

    Во времена Петра Великого были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский ". В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту.

    Посмотреть все слайды

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
  • ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия