Если вспоминать начало истории Святой Руси, то стоит поведать вам об одном селе под названием Косино, которое является неотъемлемой частью Христианского века. К сожалению, до появления в этом селе Святого Озера, никаких документов и сведений к нашему времени не сохранилось. Круглое озеро, которое давно обросло трясиной и невысоким, но густым лесом на несколько десятков метров. Озеро настолько завораживающее, что кажется, это зеркало гигантских размеров (10 гектаров в площади). Впервые село Косино в документах упоминается в 1410 году.
Легенда гласит о якобы затонувшей церкви в этом озере, но доказательств на этот счет нет. Каждый год к озеру идет от Косинских храмов крестный ход и каждый год он все больше и больше.
С древних времен у местных людей обычай нырять с молитвой в Святое озеро. Число прихожан становилось все больше с каждым годом. На дне озера были найдены большое количество монет времен русских царей – Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, что свидетельствует о 16 веке.
На самом деле в селе Косино находится три озера - Святое, Белое и Черное.
Самый первый документ, который удалось сохранить до наших времен, гласил что Косино – село. Значит, в то время уже был храм святого Николая Чудотворца. Есть догадка, что храм освятили и назвали в честь небесного покровителя уже после получения его иконы.
В этом селе, на этой благословенной земле стоит два храма.
Деревянный храм святого Николая имеет долгую историю, еще с ХIV в. Памятка о нем сохранилась только в дарственной грамоте(1617 г.) Михаила Федоровича, первого великого царя Руси из рода Романовых. В этой бумаге стало ясно, что село Косино было передано во владения Василию Григорьевичу Телепневу. Он был заведующим Оружейной палатой в Кремле и стольником, поэтому пользовался уважением и доверием у царя. Их род были владельцами села Косино 197 лет. Семья Телепневых стали главными меценатами постройки храма в честь святого Николая Чудотворца.
Спустя 50 лет (1673 г.) как гласят надписи на старом деревянном кресте, который лежал в храме, был застроен новый храм и освящен в честь Николая Чудотворца.
Село Косино было разграблено, как и многие другие во времена войны с Наполеоном.(1812 г.). Три месяца в храме не проводись службы, обряды, такой вывод сделали ученые из записей в церковных книгах того времени. Все было разграблено. И даже после войны, люди не спешили идти в церковь, им было не когда, весь русский люд был занят восстановлением своих жилищ и хозяйством после разрушений.
Чуть позже в 1818 г. владелец села Д. Лухманов пожертвовал деньги на постройку двух храмов. Были построены два каменных храма в честь святого Николая и Пресвятой Богородицы.
Зачинщики - атеисты Федор Иконников и Василий Хорошилов в 1939 г. устроили заговор и сбросили кресты с храмов и даже пытались установить на их месте красные флаги, но у них нечего не получилось. Спустя некоторое время одного из них видели просящего милостыню во имя Господа Бога, а второму оторвало голову проволокой. Такое в те времена случалось.
Спустя год от власти поступил запрет на богослужение и приказ о конфискации всех ценностей во всех храмах. Храмы были пусты и закрыты. В этот период бесследно пропала самая главная икона и реликвия храма, икона Николая Чудотворца. Была так же конфискована чудесная икона Божией Матери, которая была своей помощью прославлена на многие километры. К сожалению единственное, что сохранилось это два небольших колокола, она уцелели чудом. Храм разворовывали, разбивали все, срывали и кидали в костер иконы прямо на берегу Белого озера.
Косинские храмы составили службу во время Великой Отечественной войны, были закрашены краской все стены и храм использовался как склады, бомбоубежище и жилье для сторожей. В храме даже соорудили мастерскую, в которой делали керосиновые лампы.
На этой святой Косинской земле, на которой люди молились веками во время войны, не попало ни одного снаряда, ни одной бомбы, ни одного разрушения храмов.
В 1947 г. храм Николая Чудотворца был уничтожен пожаром.
Среди всех пропавших ценностей сохранилось главное, то что человек построил из любви к Богу. Но по прошествии стольких лет храм требовал срочного ремонта и реставраций. В 1977 году власти приняли решение и выделили средства для реставрации всего храмового комплекса. И ремонт начался.
Так и начались для храма светлые времена. По прошествии времени на старом, но целом фундаменте заново отстроили деревянный храм в честь Николая Чудотворца. Его соорудили в древнерусском стиле.
Косинский храм с точным названием «храм святителя Николая Чудотворца» впервые упоминается в 1617 г. в дарственной грамоте первого царя из рода Романовых - Михаила Федоровича, по которой село Косино было отдано в поместье Василию Григорьевичу Телепневу, стольнику, заведовавшему Оружейной палатой в Кремле, и находилось во владении этого рода 197 лет. Владея селом, Телепневы являлись главными благотворителями деревянного храма в честь святителя Николая Чудотворца. В 1673 г. был устроен новый храм, освященный во имя святителя Николая Чудотворца, как значилось в надписи на находившемся в храме древнем деревянном кресте. Храм был небольшой, незатейливой русской архитектуры с одной главой, построенный в виде креста с трехъярусным старинной формы и письма иконостасом. В храм вели два входа: с западной и с северной сторон. В небольшом алтаре вместо окон были заволоки. Храм простоял вплоть до 1947 г., когда погиб от пожара.
В 1812 г. село Косино подверглось общей участи разграбления. Как следует из церковных документов, в храме в течение трех месяцев не совершалось ни церковных служб, ни треб. Храм и церковная казна были разграблены. После войны 1812 г. приток богомольцев в Косино на время прекратился. В 1814 г. разоренное французами село со всеми угодьями и 29-ю душами было куплено московской первой гильдии купцом, коммерции советником и почетным гражданином Димитрием Александровичем Лухмановым. Новый владелец прекратил дело о закрытии прихода, обеспечил церковь и причт денежным вкладом, на собственные средства построил для всего причта дома, оказал необходимую помощь беднейшим крестьянам в восстановлении их жилищ и домашнего хозяйства. В 1818 г. Д.А. Лухманов начал главное дело своей жизни - возведение двух каменных храмов: во имя Пресвятой Богородицы и святителя Николая.
Первым был заложен храм во имя Успения Божией Матери. 28 мая 1822 г. косинский приход посетил Высокопреосвященнейший Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Его Высокопреосвященство молился за утренним богослужением, совершаемым о. Димитрием Ивановым, а затем лично осматривал строительство храма Успения Пресвятой Богородицы. В 1823 г. строительство этого летнего каменного храма было завершено. 3 июля он был освящен.
Свято-Успенский храм, построенный в традиционном для начала XIX в. стиле русского классицизма, имеет форму круга с обширным куполом и увенчан одной главой. В храм ведут трое дверей: с северной, западной и южной сторон. С наружной стороны храма от северного до южного входа проходила крытая каменная галерея - гульбище. В 1826 г. в храме Успения Пресвятой Богородицы молились за божественной литургией Ее Императорское Величество Государыня Императрица Мария Федоровна и Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Елена Павловна, о чем свидетельствует надпись на мраморной доске, находящейся на западной стене храма.
http://www.kosino-hram.ru
Успения Пресвятой Богородицы в Косине церковь (Большая Косинская улица, дом № 29).
Известна в этой местности с XV века. Современное церковное здание с приделом апостолов Петра и Павла выстроено к 1823 г. В 1827 г. освятили второй придел - в честь праздника Живоначальной Троицы. Храм из кирпича, с белокаменными украшениями построен в стиле ампир.
В плане он представляет собою круг, в который вписан крест. Над средокрестием, имеющим форму восьмигранника, поставлена купольная ротонда. Рукава креста, расположенные по сторонам света, завершаются портиками тосканского ордера. В 1823-1826 гг. выстроили отдельно стоящую колокольню. В 1869-1884 гг. стены внутри храма украсили живописью. Храм закрыли в 1940 г. Богослужения возобновлены в 1992 г.
Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".
http://rutlib.com/book/21735/p/17
Храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1823 на средства тогдашнего фактического владельца села Д.Лухманова. В 1826 он же построил храм в честь святителя Николая. Деревянный храм в честь святителя Тихона, патриарха Московского, в своем нынешнем виде был воссоздан в семидесятых годах двадцатого века.
Храм Живоначальной Троицы распложен в микрорайоне Кожухово, на улице Святоозёрской. Это живописная церковь, выполненная в стиле владимиро-суздальской зодческой школы и напоминающая белокаменные памятники XII века. На самом деле появилась она совсем недавно и была построена в рамках масштабного проекта «200 храмов Москвы». Освящение церкви состоялось в 2016 году.
В настоящее время приход храма Живоначальной Троицы быстро расширяется за счет новых жителей микрорайона. Духовенство и прихожане активно участвуют в социальной и миссионерской деятельности, а также продолжают благоустраивать церковь и прилегающую к ней территорию.
Микрорайон Кожухово (Косино-Ухтомский район, ВАО) начали активно застраивать только в 2004 году. Среди новоселов было немало верующих, а потому было решено построить в этих краях сразу семь православных храмов, которые могли бы вместить всех местных христиан. И одним из них стал храм Живоначальной Троицы .
Его история началась в январе 2014 года. Сперва в Кожухово была возведена небольшая деревянная церковь-часовня в честь преподобного Александра Свирского. Уже в конце сентября в ней прошла первая Литургия, на которую собрались жители окрестных домов. Однако уже совсем скоро деревянный храм перестал вмещать всех желающих.
И тогда в ноябре 2014 года в Кожухово был заложен новый каменный храм, рассчитанный сразу на 500 человек. Его решили поставить на небольшом пустыре, который располагался посреди новостроек.
Средства на новый храм в Кожухово собирали всем миром. В этом начинании приняли участие не только жители окрестных домов, но и местная казачья община. А самый большой вклад в строительство внес Николай Петрович Токарев - президент компании «Транснефть».
Новую церковь решили возвести по одному из типовых проектов программы «200 храмов Москвы». В результате она получилась очень похожей на белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества, который строили еще в домонгольскую эпоху .
Уже через два года основная часть строительных работ завершилась. 17 января 2016 года прошло торжественное освящение церковных крестов и их установка на купола. Посмотреть на это незабываемое зрелище пришли не только прихожане, но и остальные жители микрорайона.
А еще через три месяца состоялось освящение и самого храма. Это событие состоялось в праздник Воскрешения праведного Лазаря (23 апреля). Чин освящения возглавил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Он освятил главный престол храма в честь Святой Животворящей Троицы, а приставной престол - в честь мученика Уара.
Сразу после этого епископ Пантелеимон отслужил в храме первую Божественную литургию. На первом богослужении присутствовали сотни прихожан и местных жителей. Они стояли с веточками вербы в руках, отчего казалось, что в храме вырос небольшой лес. При этом все желающие в церкви не поместились: многие остались на улице и смотрели трансляцию службы на большом экране. Чин освящения и литургию сопровождал хор Сретенского монастыря .
После службы епископ Пантелеимон наградил меценатов, на средства которых были построены храм и приходской дом. В своем обращении к прихожанам епископ пожелал, чтобы среди них всегда жила любовь друг к другу, причем не только в храме, но и за его пределами. Он сказал, что каждый из нас несет свет, который Господь однажды принес на Землю. А это значит, что мы всегда должны его беречь и приумножать.
Сразу после празднования Пасхи в храме начались регулярные богослужения. В настоящее время община продолжает заниматься благоустройством церкви изнутри и обустройством прилегающей к ней территории.
Как уже было сказано, храм выполнен в духе Владимиро-Суздальской зодческой школы. Стиль отличается строгими формами и минимальным количеством декоративных элементов. А также ему свойственны высокие белые стены с узкими окошками и луковичные купола, покрытые позолотой или покрашенные в синий цвет. Этот необычный проект разработал Юрий Пантелеймонович Григорьев - народный архитектор Российской Федерации.
Церковь четырехстолпная, прямоугольная . Ее первый этаж состоит из трех частей: притвора со свечным ящиком, храмовой части и алтаря. Как и у многих древних церквей, алтарная часть храма образована тремя апсидами. В подвале расположена ризница и различные подсобные помещения. Венчают церковь пять золотых куполов, символизирующие Христа и четырех евангелистов.
Впрочем, у храма есть и одно существенное отличие от древних построек. Он строился не из белокаменных известняковых блоков, как домонгольские церкви, а из вполне современных материалов. Его основу составляет крепкая железобетонная конструкция, которая снаружи обложена кирпичом.
Одновременно с церковью был возведен двухэтажный приходской дом. В нем размещаются различные административные помещения, комнаты для отдыха, классы воскресной школы и трапезная .
С каждым днем в храме на Святоозерской появляется все больше новых прихожан. При этом деятельность общины отнюдь не ограничивается посещением церкви. Многие прихожане принимают активное участие в социальной и миссионерской деятельности, организуют всевозможные праздничные и культурные мероприятия.
Например, при храме открыта бесплатная воскресная школа для детей от семи лет и старше. Ее занятия проходят по субботам и воскресениям. На уроках юные прихожане изучают Ветхий и Новый Завет, знакомятся с основами православной веры, историей христианской церкви и православным богослужением.
А также для детей доступны:
Детский хор активно участвует в праздничных концертах и богослужениях .
Для прихожан постарше действует молодежная группа. Ее цель - помочь юношам и девушкам
получить опыт христианской жизни в современном мире. и при этом научиться не идти у него на поводу. Молодые люди занимаются социальным служением, нравственным и духовным развитием, участвуют в культурных и спортивных мероприятиях.
У взрослых прихожан тоже есть своя воскресная школа. Ее занятия проходят по вторникам в 19–00 и представляют собой увлекательные беседы об основах христианской веры и духовной жизни. Принять в них участие может любой желающий .
Церковная община регулярно помогает людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. В частности, она организует встречи-беседы с алкозависимыми, а в самой церкви еженедельно устраиваются молебны возле иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша».
Кроме того, при храме регулярно проходят:
Поминовения и сорокоусты принимаются в церковной лавке. Здесь же можно приобрести православную литературу, диски с христианской музыкой и фильмами, а также иконы и различную церковную утварь.
Храм Животворящей Троицы расположен по адресу: Москва, улица Святоозерская, строения 1–3 .
Чтобы добраться до церкви, нужно доехать до одной из трех станций метро, а от них - на автобусе или маршрутке. Вот несколько вариантов:
Станция метро | Транспорт | № маршрута | Остановка |
---|---|---|---|
«Выхино» | Автобус | 821 | ул. Медведева |
855 | ул. Дмитриевского | ||
772к | ул. Дмитриевского | ||
613 | ул. Рудневка | ||
Маршрутка | 717 | ||
718 | перекресток ул. Дмитриевского и Наташи Качуевской | ||
732 | Ул. Рудневка | ||
«Новокосино» | Автобус | 14 | ул. Святоозерская |
792 | ул. Рудневка | ||
773 | ул. Святоозерская | ||
Маршрутка | 940 | Ул. Рудневка | |
941 | перекресток ул. Святоозерской и Наташи Качуевской | ||
«Перово» | Автобус | 787 | ул. Святоозерская, д.2 |
Если вы решили доехать не на маршрутке, а на такси, просто скажите водителю, что вам нужен храм в Кожухово (Рудневка).
Расписание служб:
В пятницу на вечернем богослужении читается акафист преподобному Александру Свирскому. По субботам служится молебен мученику Уару за некрещеных и умерших без покаяния.
Водосвятный молебен проводится ежедневно в 16–30 перед вечерним богослужением. Можно набрать святой воды, освятить крестики или иконы.
Настоятель храма - протоиерей Алексий Митюшин. Клирики - иереи Евгений Кукушкин и Владимир Суханов.
За время войны храмы не претерпели разрушения и в году были переданы под краеведческий музей. В Успенском храме началась "реставрация", ставшая продолжением его разорения. Так-как "реставраторы" думали, что в стенах храма спрятаны ценности, они стали ломать стены и вскрывать чугунные плиты на полу. В то время был также уничтожен иконостас и украдены уцелевшие иконы. Была вскрыта и могила храмоздателя Д. А. Лухманова. Не обнаружив клада внутри храма, стали ломать храм снаружи, в результате чего была полностью разрушена крытая каменная галерея. Затем неожиданно "работы" были прекращены, а устройство музея перенесли в Ново-Иерусалимский монастырь .
1940 - 1992 - закрытие и осквернение