Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Античный мифологический образ-символ юной мужской красоты, который берет начало из сирийско-финикийских верований (Адон - господин) и является разновидностью "умирающих и воскресающих богов", духом ежегодно обновляющегося развития

Будучи возлюбленным Афродиты (лат. Венера), он был убит разъяренным вепрем, по другим версиям - богом Аресом (лат. Марс), который принял образ зверя. Из крови Адониса растут анемоны (ветреница) или адонис, его душа опустилась в подземное царство Аида. Богиня любви умолила Зевса, чтобы Адонис проводил в подземном царстве только часть года, а весною мог бы возвращаться к ней. Эта просьба была удовлетворена, и возрождение молодой природы отмечалось праздниками, песнями, закладкой "садиков Адониса".

Адонис - греческая форма шумерского бога растительности Думузи (по-арамейски Таммуз), возлюбленного богини Инанны.

Ежегодный вегетационный цикл во многих религиях и культурах символизируется божествами, которые попадают в загробный мир, но периодически возрождаются вновь.

Адонис, Рождение А.

Адонис был зачат в результате кровосмесительной любви его матери Мирры к своему отцу Киниру. Снедаемая угрызениями совести, она умолила богов превратить ее в мирровое дерево. Прошло время, ствол дерева расщепился, и родился младенец Адонис, которого воспитали служанка Мирры Луцина и нимфы ("Мет.", 10:503-514). Этот сюжет можно встретить главным образом в итальянской живописи XVI и XVII веков. Мирра изображается с воздетыми руками, полуженщиной-полудеревом; она передает младенца Лунине. О смерти Адониса см. ВЕНЕРА (5). См. также ДЕРЕВО. [Дж.Холл]

АДОНИС - олицетворение умирающей и воскресающей природы у финикийцев, сын красавицы Мирры (Смирны), превращенной богами в дерево, источающее благовоние. Афродита полюбила красивого ребенка и отдала на воспитание в подземное царство Персефоне, которая, также полюбив Адониса, в назначенный срок не захотела его возвращать. Пришлось Зевсу решать конфликт: Адонис будет проводить треть года у Персефоны, треть у Афродиты, а остальное время, где сам захочет. Когда Адонис погиб на охоте, искусанный диким вепрем, кровь из его ран тотчас же превратилась в анемоны. А кровь Афродиты, пустившейся на поиски Адониса по горам Кипра и поранившей о камни и терновник свои нежные босые ноги, превращалась в розы. В назначенный срок Адонис вновь являлся на землю. В честь его возвращения ранней весной и осенью греки сажали цветы в горшках и называли их "садиками Адониса". Женщины приносили ему в дар свои волосы.

БРЭФ
- по старинному сказанию, сын Ассирийца или Финикийца Феияса, а может быть и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, возгоревшей к нему любовью по наущению Афродиты; когда отец, узнав о совершенном им преступлении, хотел убить дочь, боги превратили её в мирровое дерево и из негото через 10 месяцев явился на свет А. За красоту его тотчас же полюбила Афродита и отдала тайно Персефоне на сохранение; Персефона не пожелала однако потом возвратить его; тогда Афродита обратилась с жалобой к Зевсу, который и решил спорь тем, что одну треть года А. должен был проводить у Афродиты, одну у Персефоны, а последней третью мог располагать по своему усмотрению. Но еще юношей А. был убит на охоте вепрем. По другому варианту, спор между богинями возник лишь по смерти А., из крови которого произошла роза. Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами миф, точно также, как и культ А., финикийско-сирийского происхождения. На это есть намеки и в самом сказании, на это указывает и слово А., которое означает "господин". В особенности же культ А., как божества природы, был силен в Библосе и его окрестностях, а также и на Кипре. Отсюда культ этот перешел к Грекам, которые, превратив А. в полубога, из азиатского мифа создали поэтическое сказание; но основные черты культа сохранились и в Греции. Празднество A. (Adonia), которое главным образом относилось к смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой, юноши, происходило ежегодно, большею частью в июле или же весной и состояло из двух частей: во время первой оплакивалась смерть А., во второй с радостью праздновалось его возвращение к Афродите. В Библосе, где Адонии праздновались с особенной роскошью, выставлялось сначала изображение А. при жалобном пеши, с соблюдением всех погребальных обрядов; затем следовало радостное празднование по случаю возвращения А. из преисподней. В Греции, особенно в Афинах, где в Адониях принимали участие преимущественно женщины, они были проще. Кроме всего этого, в Адониях играли роль также так наз. Адонисовы сады. Это были наполненные землей глиняные сосуды или корзины, в которых были посажены скоро распускающиеся, но тотчас же и увядающие растения; этим символически изображалась недолговечность расцвета в природе и жизни, живым примером которой и является судьба А. Празднество А. при александрийском дворе, где сначала чествовали юного прекрасного А., а затем оплакивали смерть его, но с надеждой на возвращение, описано Феокритом в его прелестном стихотворении "Адониацузы".
Культ А. происхождением своим обязан переменам в жизни природы, расцветающей под живительными лучами весеннего солнца и увядающей летом от жары (на Востоке) и зимой; в культе этом высказывается горе по утраченной природой красоте, с надеждой в тоже время на пробуждение природы. Существуют изображения раненного А. в виде статуи и прекрасного мраморного рельефа. Кроме того, мне об А. и Адонии увековечены картинами на стенах, изображениями на зеркалах, саркофагах, и на нескольких прекрасных вазах. Ср. О. Ян, "Archaol. Beitrage" (Берлин, 1847); Бругш "Die Adonisklage und das Linoslied" (Йерлин, 1852), Мантардт "Antike Wald und Feldkulte ans nordeurop. Ueberlieferung eriautert" (Берлин, 1877). Как название красивого мужчины, имя А. употребляли уже Греки.

Мифы народов мира. Под редакцией Токарева
АДОНИС
"(dn "адон", "господь", "владыка"), в греческой мифологии божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Миф об А. в наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Met. X 300-524, 708-739) и Антонина Либерала (XXIV). А. - сын Феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддается соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает ее (Ovid. Met. X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты - А. (X 479-524). Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мертвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod. Ill 14, 4; Ovid. Met. X 708- 716). По другой версии (Ptol. Hep-haest. I, p. 183, 12 Westerm.), A. - жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эрилюнфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик, варианте Астара) (Serv. Verg. Aen V 72). Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717- 739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты - анемоны.

Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. Согласно Лукиану (De dea Syr. 6), в Библе было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй - радости по воскресшему А. Рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет А. Однако здесь же скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет (Luc. De dea Syr. 8). В 5 в. до н. э. культ А. распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом здании (Paus. II 20, 6). В Афинах во время праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib. 18; Nic. 13). Адонии - праздник в честь А. - были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Ocиpuса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. "садики А." - символ мимолетности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А., а на следующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти (Theocr. V 96-144). В мифе об А. отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе А. явственно прослеживается развернутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.

Лит.: Frazer J. G., Adonis, AttiB, Oeiris, L. - N. Y., 1906; Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Gutter, Lpz., 1923; Relner E., Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. - В.. 1938; Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonia-mysteries, Brux., 1954.

Европейская драматургия обращалась к мифу об А. в 16-17 вв. (пьесы "А. и Венера" Лопе де Вега; "А." И. Гундулича и др.). Чаще миф находил воплощение в поэзии этого периода (поэмы "Венера и А." У. Шекспира; "А." Дж. Марино; "А." Ж. Лафонтена и др.).

А. - один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала 16 в. миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: "Венера и А.", "Гибель А.", "Венера оплакивает А.". К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, АН. Карраччи, Веронезе, Г. Рени, Рубенс, Н. Пуссен и др. В 18-19 вв. миф находит воплощение главным образом в пластике ("Венера и А." А. Кановы; "А." Б. Торвальдсена; "Умирающий А." О. Родена и др.).

В европейском музыкально-драматическом искусстве миф об А. лег в основу либретто многих опер 17- 18 вв. (наиболее значительны - "Цепь А." Д. Маццокки; "А." К. Монтеверди; "А." Р. Камбера; "А. на Кипре" Дж. Легренци; "Влюбленный А." Р. Кайзера и др.). "

Из собственного словаря

dn - адон, господин, господь, владыка.
Божество (растительное) финикийско-сирийского происхождения.
Греч. форма шумерского бога растительности Думузи (арам. Таммуз), возлюбленного богини Инанны.
Разновидность "умирающих и воскресающих богов " - олицетворение умирающей и воскресающей природы (Ежегодный вегетационный цикл, связанный с периодическим умиранием и возрождением природы, во многих религиях и культурах символизируется божествами, которые попадают в загробный мир, но периодически возрождаются вновь. Культ богини-матери, связанный с плодородием и растительными функциями, и ее смертного супруга был распространен по всему Среднему Востоку.).
Мифологический образ-символ юной мужской красоты; дух ежегодно обновляющегося развития.
Как название красивого мужчины, имя Адониса употребляли уже греки.
В посвященных ему обрядах, вслед за весельем следовало ритуальное оплакивание.
"В мифе об Адонисе отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе Адониса явственно прослеживается развернутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе".

Этот часто изменявшийся и варьированный греческими поэтами миф наиболее полно представлен у:
Аполлодора (III 14, 4),
Овидия (Met. X 300-524, 708-739) и
Антонина Либерала (XXIV).
"По старинному сказанию, сын Ассирийца или Финикийца Феияса, а может быть и Кинира, происходившего из Сирии и основавшего на Кипре Пафос. Кинир произвел его, в неведении, от собственной дочери Мирры или Смирны, возгоревшей к нему любовью по наущению Афродиты; когда отец, узнав о совершенном им преступлении, хотел убить дочь, боги превратили её в мирровое дерево и из негото через 10 месяцев явился на свет А".
Сын Феникса и Алфесибеи.
Вар: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны;
кипрского царя Киниры и его дочери Мирры.
Афродита, рассердившись на не почитавшую ее царскую дочь, внушает той страсть к родному отцу. Поддавшись соблазну он вступает в связь с нею (не подозревая), и после этого проклинает ее (OvMt. X 300-478).
Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребенок удивительной красоты (X 479-524).
Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне (вар.: его воспитали служанка Мирры Луцина и нимфы), не пожелавшей в дальнейшем расстаться с ним. Спор разрешает Зевс, предназначив Адонису треть года проводить в царстве мертвых, треть - на земле с Афродитой (Спутником и возлюбленным которой он становится.) (финик. Астартой), треть - где он захочет.
По другому варианту, спор между богинями возник лишь по смерти Адониса.
Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod. Ill 14, 4; Ovid. Met. X 708- 716).
Вар: жертва Аполлона (Ptol. Hep-haest. I, p. 183, 12 Westerm.), Его месть Афродите за ослепленного ею сына Аполлона Эрилюнфа.
ревнивого Ареса (финик. Астара) (Serv. Verg. Aen V 72). Принявшего образ зверя.
Афродита, оплакивает и превращает Адониса в цветок анемону (ветреница) или адонис, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717- 739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты - анемоны. Либо, его кровь стала анемонами, а кровь Афродиты - в розы (Искавшей Адониса по горам Кипра и поранившей о камни и терновник свои босые ноги.).
Богиня любви умолила Зевса, чтобы Адонис проводил в подземном царстве только часть года, а весною мог бы возвращаться к ней.

Культ Адониса существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос.
"Происхождением своим он обязан переменам в жизни природы, расцветающей под живительными лучами весеннего солнца и увядающей летом от жары (на Востоке) и зимой; в культе этом высказывается горе по утраченной природой красоте, с надеждой в тоже время на пробуждение природы".
Культ Адониса как божества природы особенно был силен в Библосе и на Кипре.
В Библ(ос)е было святилище Афродиты, где происходили оргии в честь Адониса, сопровождавшиеся священной проституцией: первый день был посвящен плачу, а второй - радости по воскресшему богу. (Лукиан, De dea Syr. 6)
Лукиан же рассказывает о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда в горах Ливана гибнет Адонис; и здесь же скептически рассуждает о красной почве, придающей реке цвет (De dea Syr. 8).
В 5 в. до н.э. распространился в материковой Греции, где Адонис превратился в полубога. Из азиатского мифа создали поэтическое сказание; но основные черты культа сохранились и в Греции.
В Аргосе женщины оплакивали Адониса в особом здании (Paus. II 20, 6).
Празднество A. (Adonia), которое г.о. относилось к смерти прекрасного, оплакиваемого Афродитой, юноши, происходило ежегодно, большею частью в июле или же весной и состояло из двух частей: во время первой оплакивалась смерть А., во второй с радостью праздновалось его возвращение к Афродите.
Адонии праздновались с особенной роскошью в Библосе: выставлялось сначала изображение А. при жалобном пении, с соблюдением всех погребальных обрядов; затем следовало радостное празднование по случаю возвращения А. из преисподней. В Афинах адонии - праздник в честь Адониса, который приходился на середину лета, - были особенно популярны в эпоху эллинизма (Когда распространились греко-восточные культы Ocиpuса, Таммуза и др.). В них принимали участие преимущественно женщины, и они были проще. Во время праздника под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib. 18; Nic. 13). Поздней весной и ранней осенью (или в адонии???) женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т.н. "садики Адониса" - символ мимолетности жизни. … недолговечность расцвета в природе, живым примером чего служит судьба Адониса
В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного Адониса, статую которого на следующий день с причитанием и плачем несли к морю и погружали в воду как символ его возвращение в царство смерти (Феокрит "Идиллии" V 96-144) … в его прелестном стихотворении "Адониацузы".
Женщины приносили ему в дар свои волосы.
Эмблематика
.
Искусство
Один из самых популярных персонажей античной живописи.
Существуют изображения раненного Адониса в виде статуи и прекрасного мраморного рельефа.
Кроме того, миф об Адонисе и Адонии увековечены фресками, изображениями на зеркалах, саркофагах, погребальных урнах и на нескольких прекрасных вазах.
"Садики Адониса" остались запечатленными на помпейских фресках.
Сюжет "Рождение Адониса" можно встретить г.о. в итальянской живописи XVI и XVII вв. Мирра изображается с воздетыми руками, полуженщиной-полудеревом; она передает младенца Лунине.

В средневековой книжной миниатюре иллюстрации к Овидию.
С начала 16 века миф находит воплощение под кистью: Джорджоне,
Тициана,
А.Н. Карраччи
Тинторетто,
Веронезе,
Г. Рени,
Рубенса,
Н. Пуссена …
Наиболшее распространение приобрели сюжеты:
"Венера и Адонис",
"Гибель Адониса",
"Венера оплакивает Адониса"
В 18-19 вв. находит воплощение главным образом в пластике
"Венера и Адонис" А. Кановы;
"Адонис" Б. Торвальдсена;
"Умирающий Адонис" О. Родена…
Драматургия 16-17 вв., пьесы "Адонис и Венера" Лопе де Вега;
"Адонис" И. Гундулича…
Чаще находил воплощение в поэзии этого периода
поэмы "Венера и Адонис" У. Шекспира; (Первое опубликованное произведение Шекспира.)
"Адонис" Дж. Марино;
"Адонис" Ж. Лафонтена …
В музыкально-драматическом искусстве17- 18 вв.:
оперы "Цепь Адониса" Д. Маццокки;
"Адонис" К. Монтеверди;
"Адонис" Р. Камбера;
"Адонис на Кипре" Дж. Легренци;
"Влюбленный Адонис" Р. Кайзера…
Библиография
Frazer J. G., Adonis, AttiB, Oeiris, L. - N. Y., 1906;
Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Gutter, Lpz., 1923;
Relner E., Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. - В.. 1938;
Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonia-mysteries, Brux., 1954.
О. Ян, "Archaol. Beitrage" (Берлин, 1847);
Бругш "Die Adonisklage und das Linoslied" (Йерлин, 1852),
Мантардт "Antike Wald und Feldkulte ans nordeurop. Ueberlieferung eriautert" (Берлин, 1877).

АДОНИС

Прекрасный юноша, сын царя Кипра от собственной дочери, возлюбленный Афродиты (Венеры). Согласно Овидию, во время охоты был растерзан диким кабаном, которого наслала ревнивая Артемида. Имя Адониса семитского происхождения и означает "господин", "владыка"; оно соответствует сиро-арамейскому Таммузу (см. ПАН); культ богини-матери, связанный с плодородием и растительными функциями, и ее смертного супруга был распространен по всему Среднему Востоку. Адонис являлся растительным божеством; в посвященных ему обрядах, вслед за весельем, знаменующим возрождение природы, следовало ритуальное оплакивание. Феокрит всвоих "Идиллиях" описал фестиваль в Александрии. В Афинах адонии - праздник в честь Адониса - приходился на середину лета, когда повсюду выставлялись горшочки с быстро отцветающими букетами - так называемые "садики Адониса"; они остались запечатленными на помпейских фресках. С начала 16 века миф находит воплощение под кистью Тициана, Тинторетто, Веронезе, Рени, Рубенса, Пуссена и др. Первым опубликованным произведением Шекспира была поэма "Венера и Адонис".

Адонис - возлюбленный Венеры В литературе неоднократно упоминается красивая легенда о растении горицвете, латинское название которого адонис. Эта легенда была очень популярна в Древней Греции, но наибольшей известности достигла в эпоху Возрождения, когда на сюжет легенды о Венере и Адонисе создавались многочисленные живописные и скульптурные произведения. Согласно одному из вариантов легенды, Венера рассердилась на жену кипрского царя Кимира за непочтение и внушила его дочери страсть к родному отцу. Царь, не подозревая правды и поддавшись соблазну, вступил с Миррой в связь, но, обнаружив истину, проклял ее. Боги превратили несчастную в дерево мирры, с вечно сочащимся из ран драгоценным ароматным соком. Из треснувшего ствола родился ребенок, которого назвали Адонисом. Мальчик был необыкновенно красив. Венера отдала его на воспитание Персефоне, жене бога подземного царства Аида, с условием, что, когда ребенок вырастет, он вернется к ней. Но, когда наступило назначенное время, Персефона не захотела с ним расставаться. Судьей в этом споре пришлось стать самому Зевсу, который решил, что летом Адонис будет жить на земле с Венерой, а на зиму вместе с Персефоной возвращаться под землю. Счастливая Венера бродила по лесам с Адонисом, умоляя его не рисковать и не охотиться на свирепых зверей - медведей и вепрей. Но однажды Адонис ушел на охоту один и погиб от клыков дикого кабана. Венера горько оплакивала возлюбленного, а затем превратила его в цветок, окропив нектаром кровь юноши. Род адонис (Adonis), или горицвет насчитывает около 45 многолетних и однолетних видов. И пускай окраска венчика у большинства видов не кроваво-красная, все они, в понимании ботаников, родственники «цветка Адониса». Представители рода обитают как на равнинах, так и в горах, поднимаясь до 4500 м над уровнем моря. В связи с обитанием в труднодоступных районах, многие виды остаются до настоящего времени малоизученными. В первую очередь это адонис весенний (Adonis vernalis), горицвет. Это растение степей европейской части России, Крыма, Предкавказья, Сибири, а также Средней и Южной Европы. Адонис весенний - компонент разнотравья луговых степей и остепненных лугов. Это одно из очень красивых растений, с горящими золотом цветка ми, зацветающее в конце апреля и заканчивающее цветение в конце мая -начале июня. Нижние листья чешуевидные, стеблеобъемлющие, стебле вые - сидячие, многократно рассеченные. Цветок крупный диаметром до 6 см, состоящий из 15-20 свободных желтых, блестящих лепестков, поддерживаемых пятью опушенными чашелистиками, находится на верхушке стебля. Тычинок и пестиков много. Высота цветущих растений 10-15 см, плодоносящих, 40-60 см. Плоды морщинистые с крючковатым носиком, созревают в июле. Плод сборный из сухих многочисленных орешков - многоорешек. Адонис весенний в Европе введен в культуру. Имеются садовые формы. Уход и размножение Растут все адонисы медленно и очень чувствительны к пересадкам. Почву необходимо содержать в рыхлом и влажном состоянии. Почки возобновления закладываются на 2-4 года вперед, поэтому срезать растение нужно осторожно, стараясь не повредить почки. Размножается семенами и делением куста. Посадку производят в августе - начале сентября, чтобы до наступления заморозков растения могли хорошо укорениться. Деление и пересадку адонисов следует проводить не раньше 4-5 лет выращивания, на одном месте без пересадки адонисы хорошо развиваются до 10 лет. Лучший вариант - пересадка растений с комом земли, не нарушая корней, растут медленно, делить их на мелкие части не рекомендуется. В первый год после посадки растения цветут и развиваются слабо, нормальное цветение происходит только со второго года. Размножение многолетних адонисов семенами затруднено, так как они имеют низкую всхожесть, кроме того, часть семян прорастает только на второй год. Посев семян, желательно очищенных, следует производить немедленно после сбора. До зимы ящики с посевами необходимо хранить в холодном подвале, а затем вкопать под снег. Возможно хранение семян в слегка влажном субстрате в холодильнике до начала весны с последующим проращиванием в теплице при 18-22 град. Молодые растения растут медленно, полного развития достигают только на 4-5 год. Использование Для срезки многолетние адонисы непригодны, но они очень эффектны в групповых посадках или среди редко посаженных кустарников. При посадках их следует располагать ближе к дорожкам, хороши они и на каменистых горках с восточной и западной стороны. Ценное лекарственное сырье - уже в XIV веке широко использовалось в народной медицине при судорогах, различных сердечных и почечных болезнях. Виды Адонис золотистый (Adonis chrysocyathus) - одно из редких растений Центральной Азии. Этот травянистый многолетник - чрезвычайно ценное лекарственное и декоративное растение, которое встречается на Тянь - Шане, в Кашмире, Западном Тибете, где куртины адониса создают красочные ярко-желтые пятна на каменистых горных склонах. Сияние желтого цвета особенно выразительно на фоне еще не растаявшего снега и синевы высокогорного неба. Известно ограниченное число местонахождений этого вида, причем численность популяций постоянно и существенно сокращается в связи с вмешательством человека. Надземная часть представлена одним или группой полурозеточных побегов, число и величина которых зависят от возраста. Так, средневозрастная особь насчитывает до 30 розеток высотой 45-50 см. Генеративный побег, как правило, с единичным крупным ярко - желтым цветком. Побег равен высоте или несколько превышает высоту розеточных листьев. Адонис туркестанский (Adonis turkestanicus) - одно из ценных лекарственных растений Средней Азии - эндемик Памиро-Алая. Основная часть его ареала связана с горными системами Гиссаро-Дарваза, где он может образовывать сплошные заросли в арчевниках и трагакантниках на высоте 2000-3500 м над уровнем моря. Наиболее чистые заросли отмечены в местах бывших многолетних стоянок скота. Это говорит о положительном отношении растений к богатой органикой почве. Адонис туркестанский в начале цветения имеет высоту 10-20 см, а в период созревания плодов до 70 см. Все растение опушено курчавыми волосками. Цветки на концах побегов одиночные, 4-6 см в диаметре, околоцветник двойной, правильный, состоит из венчика и чашечки. Лепестки желто-оранжевые, с нижней стороны синеватые. Характерная особенность этого вида - то, что одновременно у растения есть только что образовавшиеся бутоны, раскрывшиеся цветки и завязавшиеся семена. Так как каждый побег имеет боковые побеги первого, второго, третьего, а иногда и четвертого порядков, цветков на одной средневозрастной особи может быть до 250. Цветки появляются сначала на оси первого порядка. По мере роста растения цветки распускаются на оси второго, третьего порядков, что обусловливает растянутость сроков цветения и плодообразования. Такое длительное цветение - важное приспособление к суровым условиям высокогорий. Адонис монгольский (Adonis mongolica) - эндемичное растение Монголии. Встречается в пределах Хангая, в горных и луговых степях, по опушкам лиственничников. Наиболее обилен на местах старых стоянок скота. Растет на рыхлых, богатых перегноем почвах. Побеги средневозрастного растения многочисленны (до 20-30 и более), имеют боковые побеги второго и третьего порядков. Прикорневые листья редуцированы. Срединные листья, в пазухах которых формируются побеги следующих порядков, сидячие. Цветки крупные, 2,5-5 см в диаметре. Чашелистики светло-зеленые, иногда с фиолетовым оттенком, опушенные мелкими волосками. Лепестки белые. Адонис монгольский - одно из ранневесенних растений Монголии. Трудно представить себе более яркую и прекрасную картину - шапки снежно-белых цветков по степным склонам с прошлогодней бурой листвой на фоне ярко-синего неба. Цветение начинается в апреле-мае, а массовое - в конце мая, июне. Первую волну цветения образуют верхушечные цветки главных побе гов. На смену им приходят верхушечные цветки второго, третьего и так далее порядков. Следует обратить внимание на тот факт, что все боковые побеги, вне зависимости от расположения на главном, заканчиваются на одном уровне. Этим и объясняется обильное цветение, при котором цветки образуют как бы купол в виде белоснежной «шапки». Следующая волна цветения образуется из цветков, расположенных на ветвях следующих порядков. Такой ритм цветения способствует постоянной декоративности растения и увеличивает возможность созрева ния семян в наиболее благоприятный по погоде срок. Здесь уместно вспомнить о резкой континентальности климата Монголии, особенно ее горных районов, когда среди вегетационного периода возможны резкие колебания температуры вплоть до заморозков, снега и града. Листья развертываются вслед за распусканием цветков. Рост побегов продолжается до созревания семян. Трава адониса монгольского служит сырьем для получения ценных сердечных гликозидов. Адонис амурский (Adonis amurensis) - многолетнее травянистое растение с Дальнего Востока, где растет в кедрово-широколиственных лесах. Листья перисто-рассеченные на длинных черешках, развиваются после цветения и сохраняются до июля, августа. Цветет с апреля в течение 2-3 недель. Цветки золотисто-желтые, широко раскрытые до 5 см в диаметре. Расцветает до появления листьев. Высота растений в период цветения не более 10-15 см. Плодоносит в конце мая, июне. Размножается семенами. Всходы появляются через год. Растение введено в культуру. В Японии выведены многочисленные декоративные сорта с махровыми цветками белой, розовой, красной окраски.

Охота Адониса. - Смерть Адониса. - Праздники в честь Адониса. - Богини Хариты - три Грации.

Охота Адониса

Адонис олицетворяет жизнь растительного царства, пробуждающегося весной и умирающего осенью. Так как, согласно мифам древней Греции, всюду на земле, куда бы ни ступила нога прекрасной богини Афродиты, тотчас же из-под нее появлялись цветы, то древние греки соединили узами любви Афродиту и Адониса.

Адонис был юноша поразительной красоты. Адонис возбудил в богине Афродите (Венере) страстную любовь к себе. Эта изнеженная женственная богиня, не желая расставаться с Адонисом, сопутствовала ему повсюду. Богиня Афродита следовала за Адонисом даже и на охоте.

Смерть Адониса

Бог Арес (Марс) из ревности решил погубить Адониса. Богиня Артемида (Диана) предупредила об этом Афродиту (Венеру), которая старалась всеми силами убедить своего любимца отказаться от охоты. Но все мольбы богини Афродиты остались тщетными: юноша Адонис пренебрег ее советами и отправился на охоту.

Сохранилось много фресок и картин, изображающих сборы Адониса на охоту. Скульпторы античности редко пользовались мифом об Адонисе для своих статуй. На гравированных камнях этот миф встречается чаще, и Адонис везде представлен в образе прекрасного юноши с красивыми и изящными формами.

Художники новейшего времени, напротив того, очень часто вдохновляются мифом об Адонисе. Большой известностью пользуется прекрасная скульптурная группа Кановы на эту мифологическую тему.

Тициан в своей картине придал Адонису черты лица Филиппа II, для которого она была написана. Тициан выбрал тот момент, когда Адонис, несмотря на мольбы богини Венеры, покидает ее.

Рубенс почти также трактовал этот мифологический сюжет, но у него бог Купидон (Амур) старается удержать прекрасного охотника Адониса.

Альбано, Прюдон и много других художников писали на мифологическую тему об Адонисе.

Богиня Афродита (Венера), тщетно прождав возвращения Адониса, отправилась на поиски. Афродита искала Адониса повсюду, пробираясь сквозь кустарники. Тернии рвали одежды богини Афродиты и царапали ее лицо и руки до крови. Всюду, куда падали капли крови Афродиты, вырастали благоухающие розы.

Афродита нашла наконец своего любимца Адониса, но уже без признаков жизни: Адониса убил вепрь. Богиня Афродита превратила Адониса в цветок анемона.

В Лувре находится картина Пуссена, изображающая умирающего Адониса на руках богини Венеры.

Когда Адонис сошел в царство Плутона, все тени пришли в восторг от его красоты, а богиня Персефона влюбилась в Адониса.

Богиня Афродита (Венера), вся в слезах, отправилась на Олимп к Зевсу (Юпитеру) и принялась умолять Зевса возвратить ей Адониса, но Персефона ни за что не соглашалась отдать Адониса. Властелин богов, желая примирить богинь Афродиту и Персефону, решил, что юноша Адонис будет проводить полгода в жилище смерти, а полгода на земле с Афродитой.

Миф об Адонисе , напоминающий миф о Персефоне, может быть объяснен следующим образом: зима, время года, когда растительное царство умирает или засыпает, есть то время, когда Адонис пребывает с Персефоной; наступает весна, все оживает, прекрасный юноша вновь возвращается к богине красоты.

Праздники в честь Адониса

Культ Адониса, перенесенный из Сирии финикийцами, быстро распространился среди древних греков.

В городе Афинах и в городе Александрии был учрежден праздник в честь полубога Адониса, возлюбленного богини Афродиты. Праздник Адониса отмечался в начале весны и продолжался целую неделю.

В первый день праздника все участвующие в траурных одеждах оплакивали смерть Адониса и исчезнувшую с ним вместе растительность. В остальные же дни радостно праздновали возвращение полубога Адониса на землю. Сохранилось до наших дней несколько гимнов и радостных песен, которые распевались во время этого праздника Адониса.

Богини Хариты - три Грации

На всех памятниках примитивного искусства богини Хариты (в римской мифологии - Грации ) изображены одетыми. На знаменитом барельефе, находящемся в Лувре, Грации покрыты длинными одеждами, так же как и на всех монетах Римской эпохи.

«Напрасно доискивался я, - говорит древнегреческий автор Павсаний, - какой скульптор или живописец первый изобразил богинь Харит обнаженными. На всех древних памятниках Хариты одеты, и я, право, не понимаю, почему же последующие скульпторы и живописцы изменили это. Теперь же все художники изображают Харит лишенными одежды».

Знаменитая античная группа «Три Грации» находится в музее города Сиенны. Существует много вариантов этой группы; Луврскому музею принадлежит одно из лучших повторений.

На многих римских фресках в Помпеях изображены Грации в их традиционной позе. Этому следовали и Рафаэль, и Рубенс, и многие знаменитые художники.

Канова, Торвальдсен и Прадье изваяли на тему о Грациях прекрасные мраморные группы. Произведение Торвальдсена считается лучшим.

Из новейших художников группа Жана Пилона считается шедевром; его Грации покрыты длинными туниками, но позы их совершенно не согласуются с традициями древнегреческого искусства.

Богини Хариты (Грации) олицетворяли все то, что составляет прелесть и привлекательность жизни.

Обязанности Граций были самые разнообразные. Грации помогали и присутствовали при туалете Венеры. Грации часто сопровождали крылатого бога Эрота.

Философы обращались к богиням Харитам (Грациям) и приносили им жертвы, прося Харит придавать их речам более мягкости и интереса, опасаясь, что без помощи богинь Харит философия покажется всем слишком сухой и скучной материей.

Богини Хариты (Грации) призывались в начале пира: их просили ниспослать на пирующих нежное веселье и тихую гармонию. Хариты присутствовали при праздниках, потому что их присутствие изгоняло печаль и заботы, но главные обязанности Харит заключались в том, чтобы доставлять богам и людям все то, что делает жизнь хорошей и счастливой.

Имена богинь Харит обыкновенно - Аглая, Евфросина, Талия (три Грации).

Три Грации изображаются всегда обнявшись, олицетворяя этим взаимные услуги и братскую помощь, которую люди обязаны оказывать друг другу для того, чтобы их жизнь была счастливая и спокойная.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

В литературе неоднократно упоминается красивая легенда о растении горицвете, латинское название которого Адонис. Эта легенда была очень популярна в Древней Греции, но наибольшей известности достигла в эпоху Возрождения, когда на сюжет легенды о Венере и Адонисе создавались многочисленные живописные и скульптурные произведения.




Аннибале Карраччи. Венера, Адонис и Купидон.


Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн.


Эжен-Эммануэль Амори-Дюваль (1808-1885)

Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов.



Пику, Анри Пьер - Рождение Венеры - 1874.


Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.


Battista Dossi (1490-1548)

Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой.


Адольф Вильям Бугро


Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.

Афродита будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти, даже боги.

Но богиня любви, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса. Она любила сына царя Кипра, Адониса.


Уэст (1738-1820)

Адонис ("господин") - сын царя Кипра Кинира и Мирры, юный прекрасный бог, правящий порядком вещей на земле.

Жил на Кипре справедливый и мудрый царь Кинир. Он родился в Библосе и перенес на Кипр достижения финикийской культуры. Кинир обучил жителей острова Кипр родной музыке, танцам и многим полезным ремеслам.

Кинир (Кинирас) - кипрский царь, сын Аполлона, отец Мирры (Смирны), отец и дед Адониса.

Однажды жена Кинира похвасталась, что ее дочь Мирра прекрасней самой Афродиты. Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Мирре страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда ее кормилица так напоила Кинира, что тот уже ничего не соображал, Мирра забралась к нему в постель.



Мирра и Кинир. Гравюра Вергилия Солис для Метаморфозы Овидия


Кинир, узнав о том, что его дочь обманом зачала ребенка, которого скоро должна была родить, от него же самого, так разъярился, что выхватил меч, и испуганная Мирра бросилась прочь из дворца.


("Birth of Adonis", oil on copper painting by Marcantonio Franceschini, c. 1685-90, Staatliche Kunstsammlungen, Dresden)


Picart - Birth Adonis.

Когда отец настиг ее у обрыва, Афродита спешно превратила ее в мирровое дерево, и родительский меч расколол его ствол пополам. Из трещины выпал крошечный Адонис.

Афродита, уже сокрушаясь о содеянном, заключила Адониса в ларец и передала его Персефоне - царице мертвых, попросив припрятать в укромном месте.

Сгоравшая от любопытства Персефона открыла ларец и обнаружила в нем Адониса. Он был так мил, что она взяла его на руки и отнесла в свой дворец, где и воспитала его.

Персефона Борис Валледжо

Однажды Афродита спустилась в Аид и спросила Персефону, что сталось с тем ларцом, что когда-то был ей дан на хранение. Персефона подозвала к себе юношу неземной красоты. Юный Адонис был так прекрасен, что Афродита тут же загорелась страстью и потребовала вернуть его. Но Адонис уже был тайным любовником Персефоны, и та наотрез отказалась.

Тогда Афродите пришлось обратиться к Зевсу. Но тот не захотел решать споры неподеливших красавца богинь и передал его на рассмотрение суду под председательством музы Каллиопы.



Хендрик де Клерк, фламандский, 1570-1629. Венера и Адонис.


Bartholomäus Spranger


Та признала за Афродитой и Персефоной равные права и решила, что он будет проводить время с каждой по очереди. Но чтобы Адонис имел отдых от посягательств любвеобильных богинь, Каллиопа разделила год на три равных части, одну из которых Адонис должен был проводить с Персефоной, вторую - с Афродитой, а третью - по своему усмотрению.



Корнелис Корнелиссен (1562-1638)


Но Афродита, пользуясь своей властью над любовью и поясом, сотканным из вожделения, пользовалась также и свободным временем юного бога, который по собственному желанию оставался с Афродитой.


Annibale Carracci - Venus, Adonis and Cupid



Hendrick Goltzius



Абрахам Блумарт (1564-1651)



Christiaen van Couwenbergh (1604-1667)



Фердинанд Боль (1616-1680)



Никола Пуссен (1594-1665)



Абрахам Янсенс (1567-1632)

Афродита родила от Адониса сына Голга, основателя Голгов на Кипре и дочь Берою, основательницу фракийской Берои.

Все время проводила Афродита с возлюбленным. С ним охотилась Афродита в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде.



Бартоломеус Спрангер (1546-1611)


Simon Vouet (French, 1590 - 1649)


Но иногда приходилось ей покидать возлюбленного, чтобы побывать на Олимпе. И Адонис охотился в одиночку.



Венера попытки сохранить Адониса с охоты.After Peter Paul Rubens


Augustin Van den Berghe (Бельгия 1756-1836)



Charles-Joseph Natoire - Vénus et Adonis



Тициан (1490-1576)


Персефона же, узнав о том, что Афродита нечестно проводит с Адонисом вдвое больше времени, решила отомстить. Она отправилась к любовнику Афродиты Аресу и заявила ему, что Пеннорожденная предпочитает ему, великому Аресу-Эниалию, какого-то смертного, женоподобного, смазливого Адониса. Воспылав ревностью, но не желая ссоры с Афродитой, Арес превратился в дикого вепря и направился к местам охоты соперника. Когда собаки Адониса напали на след громадного кабана, юноша радовался такой богатой добыче. Он не предчувствовал, что это его последняя охота. Вепрь набросился на него и смертельно ранил.


"Смерть Адониса"- Антонио Темпеста, ок. 1593 г.


"Гибель Адониса "-Джузеппе Маццуоли, 1709 г.


Промчался было мимо

Косматый зверь и как споткнулся,

Учуя веянья любви

И амброзийной женской плоти,

И крови поцелуйных ласк,

Что для него, как знак к свирепству.

Пронзив Адониса клыками

И завертев над головой,

Кабан отбросил тело наземь

И, как в испуге, убежал.


Камбьязо Лука.



А. П. Лосенко. «Смерть Адониса». 1764



Корнелис Holsteyn, 1647


Франсиско Гойя (1746-1828)

Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита.

Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня.



Jacopo Zanguidi Bertoia - Venus Led by Cupid to the Dead Adonis


Рибера, Хосе де (1591-1652)



Джованни Баттиста Гаулли (1639-1709) Гибель Адониса





Giulio Carpioni (1613-1678)



Никола Пуссен (1594-1665) Vénus pleurant Adonis



Laurent de La Hyre (1606-1656)

Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону.





КЛОД МОНЕ Анемоны





А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты.



Хендрик Гольциус (1558-1617)




С тех пор эти два цветка стали растениями Афродиты, и влюбленные часто украшали себя венками из них.

Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты Адонис.



Рубенс



Джакопо Амигони (1682-1752)



Жан-Франсуа де Труа



Рубенс, Питер Пауль (1577-1640)



Паоло Веронезе. Венера и Адонис. 1580. Музей Прадо. Мадрид



Якоб ван Лоо (1614-1670)


Абрахам Блумарт (1564-1651)


Theodoor van Thulden (1606-1669)



Иаков Adriaensz Бакер



Никола Пуссен (1594-1665)


Хендрик Гольциус. Венера и Адонис, 1614.



АБДЕР - сын Гермеса, друг Геркулеса

АВГИЙ - сын Гелиоса, царь Элиды

АГЕНОР - царь Сидона

АГЛАВРА - дочь Кекропа

АГЛАЯ - одна из граций

АДМЕТ - царь Фер, друг Геркулеса

АДМЕТА - дочь Еврисфея, жрица богини Геры

АИД - бог подземного царства (у древних римлян ПЛУТОН)

АКИД - сын Семетиды, возлюбленный Галатеи

АКРИСИИ - царь Аргоса, отец Данаи

АЛКЕСТИДА - дочь царя Иолка Пелия, жена Адмета

АЛКИД - имя Геркулеса, данное ему при рождении

АЛКИОНА - одна из семи дочерей Атласа

АЛКМЕНА - дочь микенского царя Электриона, мать Геркулеса

АМАЛТЕЯ - коза, вскормившая своим молоком Зевса

АМФИТРИОН - греческий герой, муж Алкмены

АМФИТРИТА - одна из дочерей Нерея, жена бога морей Посейдона

АНГЕЙ - греческий герой, участник похода аргонавтов

АНДРОГЕЙ - сын критского царя Миноса, убитый афинянами

АНДРОМЕДА - дочь царя Эфиопии Цефея и Кассиопеи, жена Персея

АНТЕЙ - сын богини земли Геи и бога морей Посейдона

АНТЕЯ - супруга царя Тиринфа Прета

АНТИОПА - амазонка

АПОЛЛОН (ФЕБ) - бог солнечного света, покровитель искусств, сын Зевса

АПОП - в древнеегипетской мифологии чудовищный змей, враг бога Солнца Ра

АРГОС - карабельщик, построивший корабль "Арго"

АРГУС - мифологическое стоокое чудовище, строжившее Ио

АРЕС - в древнегреческой мифологии бог войны, сын Зевса и Геры (у древних римлян МАРС)

АРИАДНА - дочь критского царя Миноса, возлюбленная Тесея, впоследствии супруга бога Диониса

АРКАД - сын Зевса и Каллисто

АРТЕМИДА - богиня охоты, дочь Зевса и Ла-тоны, сестра Аполлона

АСКЛЕПИИ (ЭСКУЛАП) - сын Аполлона и Корониды, искусный врачеватель

АСТЕРОПА - одна из семи дочерей Атласа

АТА - богиня лжи и обмана

АТАМАНТ - царь Орхомен, сын бога ветров Эола

АТЛАС (АТЛАНТ) - титан, держащий на плечах всю небесную сферу

АФИНА - богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесла (у древних римлян МИНЕРВА)

АФРОДИТА - богиня любви и красоты (у древних римлян ВЕНЕРА)

АХЕЛОЙ - речной бог

АХИЛЛ - греческий герой, сын царя Пелея и морской богини Фетиды

БЕЛЛЕР - коринфянин, убитый Гиппоноем

БЕЛЛЕРОФОНТ (ГИППОНОЙ) - сын царя Коринфа Главка, один из самых больших героев Греции

БОРЕЙ - бог ветров

ВЕНЕРА(см. АФРОДИТА)

ВЕСТА (см. ГЕСТИЯ)

ГАЛАТЕЯ - одна из нереид, возлюбленная Акида

ГАНИМЕД - прекрасный юноша, сын дардан-ского царя Троя, похищенный Зевсом

ГАРМОНИЯ - дочь Ареса и Афродиты, жена основателя Фив Кадма

ГЕБА - вечно юная прекрасная дочь Зевса и Геры

ГЕКАТА - покровительница ночной нечисти, колдовства

ГЕЛИОС - бог Солнца

ГЕЛИАДЫ - дочери бога Гелиоса

ГЕЛЛА - дочь Атаманта и богини облаков и туч Нефелы

ГЕРА -супруга Зевса

ГЕРИОН - страшный великан, у которого было три головы, три тела, шесть рук и шесть ног

ГЕРКУЛЕС - один иэ величайших героев Греции, сын Зевса и Алкмены

ГЕРМЕС - в греческой микрологии вестник олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и прибыли, сын Зевса и Майи (у древних римлян МЕРКУРИИ)

ГЕРСЕ - дочь Кекропа

ГЕСИОНА - жена Прометея

ГЕСПЕРИДЫ - дочери Атласа

ГЕСТИЯ - дочь Кроноса, богиня домашнего очага (у древних римлян ВЕСТА)

ГЕФЕСТ - в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного мастерства, сын Зевса и Геры (у древних римлян ВУЛКАН)

ГЕЯ - богиня Земли, от которой произошли горы и моря, первое поколение богов, циклопы и гиганты

ГИАДЫ - дочери Атласа, воспитавшие Диониса

ГИАС - брат Гиад, трагически погибший во время охоты на львов

ГИЛАС - оруженосец Геркулеса

ГИЛЛ - сын Геркулеса

ГИМЕНЕЙ - бог брака

ГИМЕРОТ - бог страстной любви

ГИПЕРИОН - титан, отец Гелиоса

ГИПНОС - бог сна

ГИППОКОНТ - брат Тиидарея, изгнавший его из Спарты

ГИППОНОИ (см. ВЕЛЛЕРОФОНТ)

ГИПСИПИЛА - царица острова Лемнос

ГЛАВК - царь Коринфа, отец Беллерофонта

ГЛАВК - прорицатель

ГРАНИ - богини старости

ДАНАЯ - дочь царя Аргоса Акрисия, мать Персея

ДАР ДАН - сын Зевса и дочери Атласа Электры

ДАФНА - нимфа

ДЕВКАЛИОН - сын Прометея

ДЕДАЛ - непревзойденный скульптор, живописец, зодчий

ДЕЙМОС (Ужас) - сын бога войны Ареса

ДЕМЕТРА - богиня плодородия и покровительница земледелия

ДЕЯНИРА - жена Геркулеса

ДИКЕ - богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды

ДИКТИС - рыбак, нашедший в море ящик с Данаей и Персеем

ДИОМЕД - фракийский царь

ДИОНА - нимфа, мать Афродиты

ДИОНИС - бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и Семелы

ЕВРИСФЕИ - царь Аргоса, сын Стенела

ЕВРИТ - отец Ифита, друга Геркулеса

ЕВРИТИОН - великан, убитый Геркулесом

ЕВРОПА - дочь царя Сидона Агенора, возлюбленная Зевса

ЕВТЕРПА - муза лирической поэзии

ЕВФРОСИНА - одна из харит (граций)

ЕЛЕНА - дочь Зевса и Леды, жена Менелая, из-за похищения которой Парисом началась троянская война

ЕХИДНА - чудовище, полуженщина-полузмея

ЗЕВС - властелин Неба и Земли, громовержец, верховный бог у древних греков (у древних римлян ЮПИТЕР)

ЗЕТ - сын бога ветров Борея, участник похода аргонавтов

ИД - двоюродный брат Кастора и Поллукса, убийца Кастора

ИКАР - сын Дедала, погибший оттого, что слишком близко приблизился к Солнцу

ИКАРИЙ - житель Аттики, первым начавший выращивать виноград и делать вино

ИМХОТЕП - древнеегипетский врач и архитектор

ИНО - дочь основателя Фив Кадма и Гармонии, жена царя Орхомен Адаманта, мачеха Фрикса и Геллы

ИО - дочь речного бога Инаха, первого царя Арголиды, возлюбленная Зевса

ИОБАТ - ликийский царь, отец Антеи

ИОЛА - дочь Бврита

ИОЛАИ - племянник Геркулеса, сын Ификла

ИППОЛИТ - сын афинского царя Тесея и Ипполиты, оклеветанный своей мачехой Фед-рой

ИППОЛИТА - царица амазонок

ИРИДА - вестница богов

ИСИДА - древнеегипетская богиня, правнучка бога Солнца Ра

ИФИКЛ - брат Геркулеса, сын Амфитриона и Алкмены

ИФИТ - друг Геркулеса, убитый им в припадке безумия

КАДМ - сын сидонского царя Агекора, основатель Фив

КАЛАИД - сын бога ветров Борея, участник похода аргонавтов

КАЛЛИОПА - муза эпической поэзии

КАЛЛИСТО - дочь аркадского царя Ликаона, возлюбленная Зевса

КАЛХАНТ - прорицатель

КАССИОПЕЯ - царица Эфиопии, жена Цефея и мать Андромеды

КАСТОР - сын Леды и спартанского царя Тин-дарея, брат Поллукса

КАРПО - ора лета, одна из богинь, ведавших сменой времен года

КЕКРОП - получеловек-полузмея, основатель Афин

КЕЛЕНО - одна из дочерей Атласа

КЕРВЕР (ЦЕРБЕР) - трехголовый пес со змеиным хвостом, стороживший в подземном царстве Аида души мертвых

КЕФЕИ (см. ЦЕФЕИ)

КИКН - друг Фаэтона, превратившийся в белоснежного лебедя

КИЛИК - сын сидонского царя Агенора

КЛИМЕНА - дочь морской богини Фетиды, жена Гелиоса, мать Фаэтона

КЛИО - муза истории

КЛИТЕМНЕСТРА - дочь Леды и спартанского царя Тиндарея, жена Агамемнона

КОЗЕРОГ - сын Эпиана, друг детства Зевса

КОПРЕИ - вестник Бврисфея, передававший приказы Геркулесу

КОРОНИДА - возлюбленная Аполлона, мать Асклепия (Эскулапа)

КРЕОНТ - фиванский царь, отец Мегары, первой жены Геркулеса

КРОНОС - титан, сын Урана и Геи. Низвергнув отца, стал верховным богом. В свою очередь был низвергнут своим сыном Зевсом

ЛАОМЕДОНТ - царь Трои

ЛАТОНА (ЛЕТО) - титанида, возлюбленная Зевса, мать Аполлона и Артемиды

ЛЕАРХ - сын Атаманта и Ино, убитый отцом в припадке безумия

ЛЕДА - жена спартанского царя Тиндарея, мать Елены, Клитемнестры, Кастора и Поллукса

ЛИКАОН - царь Аркадии, отец Каллисто

ЛИКУРГ - фракийский царь, оскорбивший Диониса и в наказание ослепленный Зевсом

ЛИН - учитель музыки Геркулеса, брат Орфея

ЛИНКЕЙ - двоюродный брат Кастора и Поллукса, отличавшийся необычайной зоркостью

ЛИХАС - вестник Геркулеса

МАЙЯ - дочь Атласа, возлюбленная Зевса, мать Гермеса

МАРДУК - бог-покровитель г. Вавилона, верховное божество вавилонского пантеона

МАРС (см. АРЕС)

МЕГ АРА - дочь фиванского царя Креонта, первая жена Геркулеса

МЕДЕЯ - волшебница, дочь царя Колхиды Ээта, жена Ясона, впоследствии жена афинского царя Эгея

МЕДУЗА ГОРГОНА - единственная смертная из трех сестер Горгон - крылатых женщин-чудовищ со змеями вместо волос; взгляд Горгон превращал все живое в камень

МЕЛАНИППА - амазонка, помощница Ипполиты

МЕЛИКЕРТ - сын царя Атаманта и волшебницы Ино

МЕЛЬПОМЕНА - муза трагедии

МЕРКУРИЙ (см. ГЕРМЕС)

МЕРОПА - дочь Атласа

МЕТИДА - богиня мудрости, мать Афины Паллады (у древних римлян МЕТИС)

МИМАС - гигант, пораженный стрелой Геркулеса во время битвы богов с гигантами

МИНОС - критский царь, сын Зевса и Европы

МИНОТАВР - чудовище, имеющее тело человека и голову быка, жившее в Лабиринте, убит Тесеем

МНЕМОЗИНА - богиня памяти и воспоминаний

МОПС - греческий герой, понимавший язык птиц и угадывавший будущее, участник похода аргонавтов

НЕПТУН (см. ПОСЕЙДОН)

НЕРЕИДЫ - пятьдесят дочерей Нерея

НЕРЕИ - морской бог, прорицатель

НЕСС - кентавр, пытавшийся похитить Деяниру, жену Геркулеса, и убитый им

НЕФЕЛА - богиня облаков и туч, мать Фрикса и Геллы

НИКТА - богиня ночи

НОТ - бог южного влажного ветра

НУТ - у древних египтян богиня Неба

ОВЕРОН - в скандинавской мифологии царь эльфов, персонаж комедии В. Шекспира "Сон в летнюю ночь"

ОЙНЕЙ - калидонский царь, отец Мелеагра - друга Геркулеса и Деяниры - жены его

ОКЕАНИДЫ - дочери Океана

ОМФАЛА - лидийская царица, в рабстве у которой был Геркулес

ОРИОН - смелый охотник

ОРФЕИ - сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, прославленный музыкант и певец

ОРФО - двуглавый пес, порождение Тифона и Ехидны

ОРЫ - богини, ведавшие сменой времен года

ОСИРИС - в древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора, покровитель и судья мертвых

ПАЛЛАНТ - гигант, побежденный Афиной, с которого она сняла кожу и обтянула этой кожей свой щит

ПАНДОРА - женщина, сделанная Гефестом по приказу Зевса из глины для того, чтобы наказать людей, жена Эпиметея - брата Прометея

ПАНДРОСА - дочь Кекропа, первого афинского царя

ПЕГАС - крылатый конь

ПЕЛЕЙ - греческий герой, отец Ахилла

ПЕЛИЙ - царь Иолка, отец Алкестиды

ПЕНЕЙ - речной бог, отец Дафны

ПЕРИФЕТ - страшный великан, сын Гефеста, убит Тесеем

ПЕРСЕЙ - греческий герой, сын Зевса и Данаи

ПЕРСЕФОНА - дочь богини плодородия Деметры и Зевса, жена властителя подземного царства Аида (у древних римлян ПРОЗЕРПИНА)

ПИРРА - жена Девкалиона

ПИТФЕЙ - царь Арголиды

ПИФИЯ - пророчица бога Аполлона в Дельфах

ПИФОН - чудовищный змей, преследовавший Латону, убит Аполлоном

ПЛЕЯДЫ - семь дочерей Атласа, сестры Гиад

ПЛУТОН (см. АИД)

ПОЛИГИМНИЯ - муза священных гимнов

ПОЛИДЕВК (ПОЛЛУКС) - сын Зевса и Леды, брат Кастора

ПОЛИДЕКТ - царь острова Сериф, приютивший Данаю и Персея

ПОЛИИД - прорицатель

ПОЛИФЕМ - циклоп, сын Посейдона, влюбленный в Галатею

ПОЛИФЕМ - лапиф, муж сестры Геркулеса, участник похода аргонавтов

ПОСЕЙДОН - бог морей, брат Зевса (у древних римлян НЕПТУН)

ПРЕТ - царь Тиринфа

ПРИАМ - троянский царь

ПРОМЕТЕЙ - титан, подаривший людям огонь

РА - бог Солнца у древних египтян

РАДАМАНТ - сын Зевса и Европы

РЕЦИЯ - дочь багдадского халифа, верная жена Хюона

РЕЯ - супруга Кроноса

САРПЕДОН - сын Зевса и Европы

САТУРН (см. КРОНОС)

СЕЛЕНА - богиня Луны

СЕМЕЛА - дочь фиванского царя Кадма, возлюбленная Зевса, мать Диониса

СЕМЕТИДА - мать Акида, возлюбленного Галатеи

СИЛЕН - мудрый учитель Диониса, изображался в виде пьяного старика

СИННИД - страшный разбойник, побежденный Тесеем

СКИРОН - жестокий разбойник, побежденный Тесеем

СОХМЕТ - дочь Ра, имела голову Львицы, олицетворение огненной стихии

СТЕНЕЛ - отец Ёврисфея

СТЕНО - одна из Горгон

СЦИЛЛА - одно из двух страшных чудовищ, живших по обеим сторонам узкого пролива и губивших проплывающих между ними мореходов

ТАЙГЕТ - сын Зевса и Майи, брат Гермеса

ТАЛ - племянник Дедала, убитый им из зависти

ТАЛИЯ - муза комедии

ТАЛЛО - ора весны

ТАЛОС - медный исполин, подаренный Зевсом Миносу

ТАНАТОС - бог смерти

ТЕЙЯ - старшая дочь Урана, мать Гелиоса, Селены и Эос

ТЕЛАМОН- верный друг Геркулеса, участник похода аргонавтов

ТЕРПСИХОРА - муза танцев

ТЕСЕН - греческий герой, сын афинского царя Эгея и тризенской царевны Этры, убил Минотавра

ТЕСТИЙ-эстолийский царь, отец Леды

ТЕФИЯ - титанида, супруга Океана

ТИНДАРЕЙ - спартанский герой, супруг Леды

ТИРЕСИЙ - прорицатель

ТИТАНИЯ - в скандинавской мифологии супруга Оберона, персонаж комедии В. Шекспира "Сон в летнюю ночь"

ТИТОН - брат троянского царя Приама

ТИФОН - стоголовое чудовище, порождение Геи и Тартара

ТОТ - у древних египтян бог Луны

ТРИПТОЛЕМ - первый земледелец, посвятивший людей в тайны земледелия

ТРИТОН - сын властителя морей Посейдона

ТРОЙ - дарданский царь, отец Ганимеда

УРАН - бог Неба, супруг Геи, отец титанов, циклопов и сторуких исполинов; был свергнут своим сыном Кроносом

УРАНИЯ - муза астрономии

ФАЭТОН - сын Гелиоса и Климены, герой трагического мифа

ФЕБА - титанида

ФЕДРА - жена афинского царя Тесея, влюбившаяся в своего пасынка Ипполита и оклеветавшая его

ФЕМИДА - богиня правосудия, мать Прометея

ФЕНИКС - сын сидонского царя Агенора

ФЕТИДА - морская богиня, мать Ахилла

ФИАМАТ - у древних вавилонян чудовище, от которого проистекали все беды

ФИЛОКТЕТ - друг Геркулеса, получивший его лук и стрелы в награду за то, что поджег погребальный костер

ФИНЕЙ - царь Фракии, прорицатель, ослепленный Аполлоном за то, что открывал людям тайны Зевса

ФОБОС (Страх) - сын бога войны Ареса

ФРИКС - сын Атаманта и Нефелы, богини облаков и туч

ХАЛКИОПА - дочь царя Колхиды Ээта, жена Фрикса

ХАРИБДА - одно из чудовищ, живших на обоих берегах узкого пролива и губивших проплывающих мимо мореходов

ХАРОН - перевозчик мертвых душ через реку Стикс в подземном царстве Аида

ХИМЕРА - трехголовое чудовище, порождение Тифона и Ехидны

ХИРОН - мудрый кентавр, учитель известных греческих героев Тесея, Ахилла, Ясона и др.

ХЮОН - рыцарь Карла Великого, образец верного супруга

ЦЕФЕИ - царь Эфиопии, отец Ариадны

ШУ - сын бога Солнца Ра

ЭАГР - речной бог, отец Орфея

ЭВРИАЛА - одна из Горгон

ЭВРИДИКА - нимфа, жена Орфея

ЭГЕИ - афинский царь, отец Тесея

ЭЛЕКТРА - дочь Атласа, возлюбленная Зевса, мать Дардана и Ясиона

ЭЛЕКТРИОН - микенский царь, отец Алкмены, дед Геркулеса

ЭНДИМИОН - прекрасный юноша, возлюбленный Селены, погруженный в вечный сон

ЭНЦЕЛАД - гигант, которого Афина завалила островом Сицилия

ЭНЮО - богиня, сеющая по свету убийства, спутница бога войны Ареса

ЭОЛ - бог ветров

ЭОС - богиня зари

ЭПАФ - двоюродный брат Фаэтона, сын Зевса

ЭПИАН - отец Козерога

ЭПИМЕТЕИ - брат Прометея

ЭРАТО - муза любовных песен

ЭРИГОНА - дочь Икария

ЭРИДА - богиня раздора, спутница бога войны Ареса

ЭРИХТОНИЙ - сын Гефеста и Геи, второй афинский царь

ЭРОС (ЭРОТ) - бог любви, сын Афродиты

ЭСКУЛАП (см. АСКЛЕПИИ)

ЭСОН - царь Иолка, отец Ясона

ЭЭТ - царь Колхиды, сын Гелиоса

ЮНОНА (см. ГЕРА)

ЮПИТЕР (см. ЗЕВС)

ЯНУС - бог времени

ЯПЕТ - титан, отец Атласа

ЯСИОН - сын Зевса и Электры

ЯСОН - греческий герой, руководитель похода аргонавтов

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия