Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Сильные молитвы… Как часто нам кажется, что должно существовать какое-то чудодейственное средство от всех бед, что, если сильная молитва, особенные слова помогут нам, как только мы произнесем. К сожалению, так работают только заклинания из детских сказок. Молитва — это благодарность или обращение к Богу, открытый разговор с Ним. Но, почему же тогда соседи и друзья рассказывают нам о чудесах, совершенных по той или иной молитве? Что придает молитве силу?

В Библии и Предании есть немало примеров того, как молитва становилась сильной и значимой. Некоторые молитвы мы узнали благодаря Писанию, некоторые — через святых, но удивительно то, что сильной может стать любая молитва, произнесенная с искренней верой. Сильной молитву делает не сам ее текст, а наша вера и преданность Богу.

Поэтому не стоит ждать и искать молитву, которая сработает как волшебная палочка, но вы обязательно почувствуете изменения в своей жизни, может быть, со временем, если ваша молитва обретет силу искренней веры в произнесенные слова.

Отче наш

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

Молитва Господня известна нам из Священного Писания, что делает ее совершенно особенной. начинается с воззванию к Господу, что должно быть первой мыслью верующего человека. К кому обратиться в беде, как не к Отцу? В молитве сосредоточены все самые важные постулаты веры. Слова, которыми Сам Господь велел обращаться к нему.

Молитва «Отче наш» читается ежедневно и в любых ситуациях, когда этого просит душа:

  • В болезни;
  • В укреплении во время тягот;
  • Когда страшно;
  • Когда человек боится оказаться во власти греха.

Символ веры

Еще одна молитва, которую знает каждый православный христианин — . Строго говоря, Символ веры — это изложение всех основ и столпов христианского вероучения.

Мы читаем Символ веры

  • Во время богослужения;
  • Когда провозглашаем свою верность Христу.

По-церковнославянски

По-русски

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых, Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь. и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Богородице Дево, радуйся

Текст молитвы « » знает каждый православный христианин, который живет церковной жизнью. Она напоминает нам о словах Архангела Гавриила Деве Марии (Евангелие от Луки, глава 1, стихи 28-31;Евангелие от Матфея, глава 1, стихи 18-35). О Благой вести говорил еще пророк Исайя: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14)

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

В этой краткой молитве заключена большая вера Девы Марии в слова Архангела, явившегося к ней, и эта вера — пример для нас.

Молитву «Богородице дево, радуйся» можно читать в любой ситуации:

  • Во время скорби и страха;
  • Уныния и печали;
  • В благодарность за заступничество;
  • В дороге;
  • Благословляя пищу;
  • Благословляя новое начинание и.т.д.

Молитва Святителю Николаю Чудотворцу

Святитель Николай Чудотворец — один из самых почитаемых православных святых. Святителю Николаю Чудотворцу молятся в самых разных жизненных испытаниях, и, как свидетельствуют люди, он скоро откликается на молитву верующих.

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Тропарь святителю Николаю, глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Николаю, глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Молиться можно всегда, но часто к Святителю Николаю обращаются, когда жизненная ситуация совсем экстренная и без помощи Господа — ждет беда.

Если же вам кажется, что вы не получили помощи по вашей искренней горячей и сильной молитве, помните, что он нас сокрыты многие знания, которые ведает Господь. Может быть то, что сейчас кажется вам бедой, нужно для спасения вашей души.

Православные молитвы на все случаи жизни, исходящие из самого сердца верующего, помогают в любых ситуациях, позволяют молящемуся заручиться поддержкой высших сил.

Самой известной и сильной молитвой на все случаи жизни считается православная молитва «Отче наш» (скачать бесплатно полный текст молитвы в разных форматах можно ).

Отче наш, Иже еси́ на небесе́х!
Да святи́тся имя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое,
да будет воля Твоя,
я́ко на небеси́ и на земли́.

Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искушение,
но изба́ви нас от лука́ваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.

Молитва «Богородице Дево, радуйся»

Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, бла­го­да́т­ная Ма­ри́е,
Гос­по́дь с То­бо́ю, Благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Молитва «Символ веры» (Верую)

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́,
Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́,
ви́димым же всем и неви́димым.

И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́,
Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́
рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света,
Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна,
несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.

Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния
сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та
и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася.

Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те,
и страда́вша, и погребе́нна.
И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.

И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.

И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым,
Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.

И в Д́уха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго,
И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном
спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.

Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.
Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка.
Аминь.

Молитва ко Христу

Икона Иисуса Христа

Господь Иисус Христос! Я так нуждаюсь в Тебе! Благодарю Тебя за смерть на Кресте за мои грехи. Я открываю Тебе дверь моей жизни, войди в нее, стань моим Господом и Спасителем.

Благодарю Тебя за прощение моих грехов и за жизнь вечную. Возьми мою жизнь в Свои руки, сделай из меня Такого человека, каким Ты хочешь меня видеть.

Благодарю Тебя, Великого Бога, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Иисусова молитва (короткая и сильная)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго/грешную.

Молитва Богородице от всех бед и напастей

О Пресвятая Богородица, Царица Небесная, Владычица Мария, укрой Своею ризою красною, рукою честною, Крестом животворящим раба Божия (имя) от всякого зла и напасти во веки веков. Аминь.

От клеветника и клеветницы, от еретика и еретицы, от чародея и чародейницы, от волшебника и волшебницы во веки веков. Аминь. Архистратич Михаил, Гавриил и Иоанн-воин победят беса и супостата и ворога во веки веков. Аминь.

Солнцем огражден, месяцем подпоясан раб Божий (имя) , и не убоюся врага и супостата и ворога моего во веки веков. Аминь.

Древняя молитва Архангелу Михаилу на все случаи жизни (для защиты от темных сил и зла)

Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имена). Защити, Архангеле, нас от врагов, видимых и невидимых.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Запрети всем врагам, борющим меня, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах пред лицем ветра.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылатых первый княже и воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, в скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище!

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся тебе и призывающих имя твое святое.

Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы, молитвами святых апостолов, святителя чудотворца Николая, Андрея, Христа ради юродивого,

святаго пророка Илии, и всех святых великомучеников: Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцев наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.

О Господень Великий Архангеле Михаиле! Помози нам, грешным (имена) , избави нас от труса, потопа, огня, меча и напрасныя смерти, и от всякого зла, от врага льстивого, от бури наносимой, от лукавого избави навсегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Святой Архангел Михаил

Молитва о деньгах и благополучии Святому Спиридону Тримифунтскому


Святой Спиридон Тримифунтский

О всеблаженный святителю Спиридоне, великий угодниче Христов и преславный чудотворче!

Предстояй на Небеси Престолу Божию с лики Ангел,
призри милостивым оком на предстоящия зде люди и просящии
сильныя твоей помощи.

Испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие,
здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая,
даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и прославление
твоего заступления!

Яко да, твоими молитвами наставляеми и соблюдаеми,
достигнем в вечный покой и купно с тобой прославим Бога,
в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа,
ныне и присно и во веки веков.

Молитва-оберег Ангелу-хранителю

Ангел мой хранитель, спаситель мой, избавитель, спаси меня, укрой плащаницей своей от врагов моих девяти девятижды, от взгляда Ирода и дел Иуды, от хулы, всякой напраслины, от острия в темноте, от яда в сосуде, от грома и молнии, от гнева и наказания, от звериного истязания, от льда и огня, от черного дня, а придет мой час последний, ангел мой, хранитель мой, встань в изголовье и облегчи мой уход. Аминь.

Утренняя молитва (короткая)

Благослови, Господи, на деяния дня грядущего, и да будут встречены трудности его, яко и подобает идущим под святым Твоим. Аминь. Аминь. Аминь.

Вечерняя молитва на сон грядущий

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и человеколюбец, прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла.

Молитва против ссор Святому Варфоломею

Святой Варфоломей, жил ты всегда в святости и смирении. Не предавался мирским утехам, не помышлял о роскоши. Был ты всегда честен и справедлив. Святой Варфоломей, ты единственный святой, кто может рассудить мирские дела. Помоги мне не предаваться злобе и гневу. Помоги мне справиться со своею гордынею, святой Варфоломей!

Я люблю Господа Бога, Иисуса Христа и Божью Матерь, молюсь и прославляю Их. Хочу избавиться от земных пороков своих и с чистой душой славить Господа нашего. Аминь.

Православные молитвы в картинках на все случаи жизни

Древняя молитва Господу по архиепископу Иоанну Шаховскому


Разного рода трудности преследуют людей на протяжении всей жизни. Без черных полос не удастся рассмотреть белых. Православные всегда уповают на Господа, тем более в тяжелых обстоятельствах. Существует ли молитва, чтобы все было хорошо?

В чем помощь молитвы

Молитва - это разговор с Богом. Она может быть покаянная, просительная, благодарственная. Задаваясь вопросом о том, какая есть сильная молитва на начало дня, чтобы он был удачный, люди не понимают сути молитвенного обращения. Как телу человека нужен кислород, чтобы жить, так душе жизненно необходима молитва. В ней происходит общение, соединение с Господом. Порой одно искреннее молитвенное воздыхание угоднее Богу, чем длительное вычитывание правил с потребительским отношением.

Молитва - это разговор с Богом

В книге Деяний святых Апостолов сказано, что нам подобает войти в Царствие Небесное многими скорбями. Поэтому ошибочно думать, что существуют такие молитвы, после прочтения которых все проблемы отступят. Скорби всегда в большей или меньшей степени будут рядом. Они даются Богом только на пользу человеку. В молитве человек просит помощи, заступления, исцеления и вместе с тем, общаясь с Богом, получает утешение, благодать, помогающие ему перенести трудности. Благодаря искренней, смиренной молитве Господь помогает, спасает, защищает свое любимое творение.

Важно расположение души, смирение и покаяние. Потребительское отношение «помолился - получил» недопустимо.

Видео «Молитвы Святителю Николаю Чудотворцу»

В этом видеосюжете представлена аудиозапись молитвенных обращений к cвятому.

Какие читать молитвы

Существуют обязательные молитвенные правила, а также многочисленные молитвы, читаемые утром, перед началом дня. Есть молитвы, которые читают при особых опасностях и милостью Божией спасаются от бед. Так, сохранилась масса свидетельств солдат со времен Великой Отечественной войны о силе 90-го псалма.

Отче наш

Эту молитву называют Господней, так как ее дал людям сам Господь Иисус Христос. Ее должен знать наизусть каждый человек. С ее изучения часто начинается воцерковление. «Отче наш» читают с утра в составе Утреннего правила. Можно читать ее в любое время. Существуют свидетельства людей, испытавших на себе физические нападения бесов, что при чтении «Отче наш» враг отступал. При желании обговорив это с духовным отцом, можно составить личное правило и читать «Отче наш» ежедневно 40 раз.

Пресвятой Богородице

Царица Небесная усыновила возле Креста Сына Своего всех людей. Она имеет великое дерзновение перед Господом и может умолить Его о помиловании человека. К Пресвятой Богородице, заступнице рода христианского, прибегают в разных случаях: при болезнях, сложностях в семье, проблемах на службе, в духовной брани. Верующий может всегда призывать Матушку Спасителя нашего, просить ее покрова и благословения на грядущий день. Существует множество молитв ко Пресвятой Богородице. Ежедневно человек читает «Архангельское обрадование», расположенное в Утреннем правиле.


Молитвенное обращение к Пресвятой Богородице

Ангелу-хранителю

Святой Ангел-хранитель дается человеку после Таинства Крещения. Он защищает человека, уберегает от злых дел, посылает добрые мысли. Если человек ведет греховный образ жизни и не хочет каяться, Ангелу-хранителю очень тяжело возле него, в некоторых случаях он отступает от человека.

Важно помнить о своем Ангеле-хранителе, ведь он всегда рядом. Именно он будет сопровождать душу на воздушных мытарствах. Нужно всегда молиться ему, образно говоря, быть в хороших отношениях с ним, не огорчать его. И Святой заступник будет по своим силам помогать человеку. Самая короткая молитва, которую следует читать ежедневно 50 раз: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога обо мне грешном/грешной». Не нужно просить «удачи», так как это слово - имя беса.

Утренняя молитва

Прося в молитве помощи и надеясь избавиться от сложностей, важно понимать, что земная жизнь временна и скоротечна. Главное и вечное начнется после смерти. Все возникающие трудности даются людям для спасения души.

В каждом православном молитвослове есть Утреннее правило - «Молитвы утренние». Это ряд молитв, составленных в определенном порядке и представляющих собой единое правило, обязательное для ежедневного прочтения. В нем человек кается, благодарит Бога за прошедшую ночь и просит помощи в грядущем дне. Оно содержит главнейшие молитвы «Отче наш» и «Символ веры», которые человек должен знать наизусть. В конце установлена молитва за живых и отдельно за усопших.


«Отче наш» читают с утра в составе Утреннего правила

Короткие молитвы на начало дня

Чтение утренних и вечерних молитв необходимо, но бывают случаи, когда из-за ряда обстоятельств нет для этого возможности или времени. В таком случае можно молиться правилом Серафима Саровского. Это несложное правило, которое можно читать даже на ходу.

Утром следует прочесть по 3 раза «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», а затем один раз «Символ веры». Далее в течение дня следует читать Иисусову молитву. В обед правило повторяется, но теперь до вечера нужно читать «Богородице Дево, радуйся». Вечером правило повторяется.

Молитва на начало всякого дела

Кроме просьбы о помощи в целом, читается молитва перед началом всякого дела. Главное, чтобы начинаемое не шло вразрез с заповедями, иначе это будет кощунством. Кроме этого, можно прочесть «Отче наш» и «Царю Небесный».

Николаю Чудотворцу

Святитель Николай - один из самых почитаемых святых в православии. К нему обращаются в трудных обстоятельствах, просят помощи в работе, в случае материальных сложностей. Нужно понимать, что просить стоит не денег ради наживы и накопления богатства, а помощи в беде или заступничества. Существуют свидетельства чудесной помощи святителя. Многих он спас даже от смерти.


Обращение к Святителю Николаю Чудотворцу

Молитва Оптинских старцев

Отцы Оптиной пустыни оставили массу наставлений и поучений для духовного возрастания, борьбы со страстями. Особо выделяется мудрая молитва Оптинских старцев на начало дня. В ней молящийся полагается на волю Божию, просит спокойствия и сил перенести все грядущие испытания.

90 псалом

Сила 90-го псалма велика. Его нужно читать ежедневно, особенно выходя из дома, отправляясь в дорогу. Даже только начав читать его в экстренной ситуации, человек быстро получает помощь. Псалом можно читать при различных сложностях, например, если напала собака или грабитель. На фронте, читая этот псалом, православные воины спасались от смерти.

Серафиму Саровскому

Батюшке Серафиму молятся в различных скорбях и жизненных обстоятельствах. Ни одно молитвенное воздыхание не останется неуслышанным. Главное, чтобы человек просил помощи в добрых делах, не требовал исполнения своего желания из прихоти.


Батюшке Серафиму молятся в различных скорбях и жизненных обстоятельствах

Правило чтения молитвы

В любой молитве важно расположение души человека, смирение, искренность, покаяние. Молиться нужно внимательно, с осознанием того, пред Кем стоишь и к Кому обращаешься.

Крестное знамение нужно наносить правильно, не спеша. Небрежное Крестное знамение - грех для человека и радость для бесов.

Молиться нужно ежедневно, а не только тогда, когда хочется чего-то получить от Бога. Нужно внимать словам, вникать в их смысл. Просто прочитать текст - неверный подход. Выполняя правило, не нужно его прерывать без нужды, отвлекаться. Важно собрать ум, молиться внимательно.

Даже те люди, которые не боятся препятствий и успешно преодолевают их, иногда нуждаются в поддержке. Она может быть психологической, материальной, а то и просто советом. Любой вариант уместен, если оказан вовремя. Молитва Высшим силам с просьбой о помощи в делах уже сама по себе помогает – она дает надежду.

Бог и сам знает о человеческих потребностях, но самим людям становится легче, когда они знают, что их просьба услышана. К тому же в отличие от других, земных, помощников, небесный бескорыстен. Ведь даже самые близкие люди, протягивая руку, задумываются, что они смогут получить взамен. Возможно, они не попросят ничего сейчас, но через время непременно напомнят о том, как пришли на выручку в трудный момент.

О чем просить не стоит

Каждая ли мольба будет услышана? Да. Но не обязательно исполнена. Большинство испытаний, посланных свыше, имеют одну цель: закалить волю человека, заставить его стать сильнее, измениться к лучшему.

Молитва, помогающая в делах – это не просьба об изменении планов Всевышнего, а знак того, что человек открыт для Бога, жаждет его поддержки, готов ее принять.

При этом есть ряд вещей, о которых молить категорически нельзя:

  • о мести, наказании обидчика – потому что такая мольба не признак смирения, а, наоборот, сомнение в справедливости Создателя;
  • об обогащении – деньги, материальные блага не должны быть самоцелью;
  • о любом причинении зла или ущерба, даже злым, по мнению молящегося, людям – само это желание отдаляет от Бога.

Надеяться, но не сидеть сложа руки

А вот молитва о помощи во всех делах – дело нужное, важное. Только не надо рассчитывать, что Божественное вмешательство сделает все вместо верующего, каким бы праведным он ни был. Студенту, готовящемуся к экзамену, надо читать конспекты и учебники, чтобы получить содействие в учебе. Бизнесмену на работе необходимо составить план, вложить деньги в проект, найти исполнителей. Несправедливо обвиненному – нанять адвоката.

С Божьим словом – навстречу новому дню

Каждое утро верующего христианина должна начинать молитва о помощи в делах. Порядок слов, текст не особо важен, главное – искренность. Просить можно за себя, за другого человека – например, родственников, детей. Однако, чтобы по несколько раз в день не изобретать велосипед, стоит воспользоваться помощью молитвослова.

В нем собраны священные тексты, подходящие к любому случаю.

Например, молитва Оптинских старцев. Она, в отличие от многих, читается на простом, доступном современном языке. Поэтому особенно легко воспринимается и звучит от души, без фальши. Она о том, что близко и понятно каждому: надежде, терпении, честности.

Утреннее чтение

Встретить день православному можно и такими словами:

Это прошение о заступничестве, не лишнее для всех, кого ждет сложный день. В ответ на него человеку будет послан Ангел-хранитель, его защитник от мирского зла, и будут даны силы, чтобы противостоять невзгодам и искушениям.

Прошение к ангелам

Хранители – добрые сущности, которые всегда рядом с верующим. Они подсказывают верный путь, оберегают от неправильного выбора, подкрепляют энергией и готовы послужить посредниками между своим подопечным и Богом. К ним обращают молитвы на удачное разрешение дела в суде, если христианин несправедливо обвинен или когда у него желают отнять нечто, ему принадлежащее по праву. Обратиться к ним можно с такими словами:

Святые крестные

Во время обряда крещения каждый человек, не важно, взрослый или новорожденный, получает новое имя в честь одного из признанных религией святых. Этот святой в дальнейшем станет покровителем новоокрещенного на всю жизнь. Ему и стоит в первую очередь адресовать молитву о благополучном разрешении дела, выборе в сложной жизненной ситуации. К нему надо обращаться в случае болезни, да и просто если тяжело на сердце. Сделать это можно так:

Чудотворное слово

Очень сильная молитва на помощь в делах адресована одному из самых чтимых в православии святых, Николаю Чудотворцу. Его просят о многом – например, о безопасном перелете, счастливом замужестве. Он всегда с готовностью отзывается на обращения искренне верящих людей. Святой считается заступником путешественников, но не отказывает и тем, кто нуждается в других видах поддержки.

Небеса помогают “за спасибо”

В ответ на благосклонность Создателя и заступников можно прочесть благодарственный текст:

Надо вспоминать о Всевышнем не только тогда, когда плохо, но и когда хорошо, благодарность за поддержку даже более важна, чем молитва о содействии в делах. Причем надо не только проговорить выученные наизусть или считываемые с бумаги слова, приведенные ниже, но верить в каждое из них, чувствовать смысл. Только так можно рассчитывать на то, что от просителя не отвернутся в следующий раз.

Мы можем вынести из этого исторического факта очень важный момент. Когда мы интересуемся, как молиться, чтобы быть услышанным, оказывается, что так проявляются не столько возвышенное желание общения с Богом, сколько языческие корни. Мы очень часто даже не задумываемся о том, Кем и как должна быть услышана наша . Мы просто очень хотим и даже требуем, чтобы она была услышана, и не просто услышана, а исполнена, ибо в обиходном представлении «услышана» и «исполнена» – одно и то же.

На этих притязаниях к божеству в современном мире основаны многочисленные духовные практики, которые связаны с разнообразными восточными и мистическими культами. Такие практики и культы подразумевают проникновение в потусторонний мир, где можно «поймать удачу за хвост».

Можно открыть любую газету – целыми страницами идут объявления: «приворот, отворот, заговор на удачу, на бизнес, на семью» – на все что угодно. Языческое сознание однозначно провозглашает: «Если я не умею взаимодействовать с потусторонними силами и влиять на них, есть другой человек, который умеет». Есть «специалист», который знает, как получить от судьбы то, что лично мне нужно, точнее – то, что я в данный момент хочу.

И проблема у язычника одна – как научиться правильно произносить верные (нужные) слова. Кстати, и в Православной церкви возникает огромное количество вопросов на тему «правильных молитв». Особенно, конечно, у людей, которые только начинают ходить в церковь, чье сознание еще не изменилось, оставаясь в плену «народного магизма». Вопросы, которые чаще всего звучат у свечного ящика, помнит наизусть каждый священник: «Какой иконе молиться?», «Какой иконе свечку ставить?», «Какой молебен заказать?». Оказывается, что для многих «верующих» за вопросом «Как молиться, чтобы быть услышанным?» скрывается целая система языческой магии. Люди искренне считают, что в Церкви есть некое тайное, скрытое от всех знание о том, что нужно сделать, «чтобы молитва была услышана и исполнена». И как только человек эту страшную тайну узнает, текст редкой молитовки запишет, так у него сразу все начнет получаться: и болезни пройдут, и муж пить бросит, и дети станут учиться на пятерки.

Но подобные сделки с Пресвятой Троицей, к счастью, невозможны. Наш Господь и Творец хочет от нас «милости, а не жертвы», просит у нас отдать Ему сердца наши: наше доверие, любовь, жажду истины. И тогда и только тогда, когда мы возжаждем истины и любви, а не мужа и квартиру, наши молитвы будут услышаны и исполнены. Только тогда, когда глаза наши оторвутся от созерцания имущества и устремятся к созерцанию Бога, мы узрим Царствие Небесное и ощутим его в нас самих. Тогда и все остальное приложится.

Конечно, Господь, по великой милости Своей, и от болезней нас исцеляет, и с жильем помогает, и детей спасает. Но только если в нас есть вера хотя бы с горчичное зерно и если есть шанс возрастить из нее огромное плодоносное дерево жизни во Христе. А у кого нет – у того и имеющееся отнимется, по непреложному Евангельскому слову.

Как правильно молиться?

Однажды, как мы с вами помним из Евангелия от Матфея, ученики задали Христу вопрос о том, как правильно молиться: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн (имеется в виду Иоанн Креститель. – Примеч. сост.) научил учеников своих». Господь ответил: «Когда молитесь – говорите: «Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое..."» и т.д.

Когда мы с вами обращаем внимание на эту молитву (очень короткую, значительно более короткую, чем наши любимые каноны и акафисты), то видим, что в ней мы вроде бы ничего особенного и не просим у Бога. Только «хлеб наш насущный дай нам днесь», «остави нам долги наши» и «избави нас от лукавого». Не так уж много на фоне многочисленных житейских неурядиц и происшествий. Оказывается, все, что предлагает попросить у Него, очень коротко и очень просто. Он предлагает нам не быть многословными и не просить того, в необходимости чего для самих себя мы НИКОГДА не можем быть уверены до конца. Объясню на примере. Однажды некая прихожанка настойчиво молила Господа, чтобы он помог ее сыну избежать службы в армии, так как она очень боялась, что он попадет в «горячую точку». Сына действительно не приняли в армию – у него нашли скрытую форму туберкулеза, и он вскоре умер. Можно ли считать ее молитву услышанной? Мы сами не ведаем, чего для себя просим и как это потом отразится на нашей жизни. Может быть, основной нашей просьбой должна стать такая: «Господи, научи меня хотеть только того, что мне действительно нужно, и избави меня от желания того, что мне не полезно»?

А вот еще один аспект правильной молитвы. Вот свт. Иоанн Златоуст говорит: «Христос дал нам образец молитвы, научая нас, что быть услышанным Богом зависит не от множества слов, а от бдительности души». Это тоже очень важный момент. Мы, конечно, обращаем внимание на подвиги тех или иных святых, когда читаем, например, в житии: сколько-то ночей подвижник стоит на камне. Сколько-то ночей другой, повторяя его подвиг, тоже ночью выходит и молится так, чтобы умолить Бога остановить бедствие или спасти кого-то. Что святой при этом делает? Просто слова произносит или всего себя обращает к Богу? Молиться – значит кровавый пот проливать, а не устами только слова повторять. И как часто, когда мы пытаемся следовать по этому пути, нами руководит иллюзия, что все получится, если мы будем, например, молиться больше или молиться ночами. Если мы найдем какие-то правильные тексты. Если мы, наконец, выучим церковнославянский язык, чтобы понимать, что произносим.

Да, безусловно, понимать то, что произносим, – это очень важный момент. И ночная молитва возносит наш ум к Богу. Но только при соответствующем настрое сердца. Ведь Богу все равно, днем мы молимся или ночью, по-церковнославянски или по-русски. Богу нужно наше стремление к Нему и наше желание творить Его волю – волю истинную и полную любви. Если же мы просто механически повторяем те или иные слова, сказать о том, что мы молимся, можно лишь с большой натяжкой.

О молитве механической

Есть мнение, что все уже в том или ином виде когда-то было. Были опробованы и разные способы «быть услышанными» и достичь своих целей.

Например, в Средние века была очень популярна алхимия – предшественница современной химии. Алхимия основывалась на гипотезе (кстати, абсолютно верной), что мир материальный и мир духовный взаимосвязаны. Они не существуют просто как два разделенных состояния. Они где-то пересекаются. Соответственно алхимики были убеждены: если узнать правильные формы взаимодействия видимого и невидимого миров, то окажется возможным все, в том числе и переход материи из одного состояния в другое, превращение свинца в золото.

Возможно, если бы алхимики ставили себе другие цели, то достигли бы большего успеха. Но все их усилия стали сосредотачиваться на материальном аспекте. И когда в Средние века столкнулась с алхимическими опытами, то она выступила противником их именно потому, что полагала: мир сотворен Богом таким, какой есть. Не нужно его переделывать. Нужно научиться жить в нем так, чтобы и человеку, и миру было хорошо. Чтобы мы, являясь таким же творением Божьим, как растения или животные, пребывали со всей тварью в гармонии. Если Господь, даровав нам Духа Святого и дар словесный, поставил нас владычествовать над остальной тварью, разве не ответим мы за то, как хозяйничали в мире? Разве не взыщет Он с нас, как с нерадивого раба из притчи Евангельской, который в отсутствие хозяина пил, гулял и бил других, а когда пришел хозяин, был жестоко наказан за свое нерадение? Или как раб верный, которого хозяин наградил и приблизил к себе?

Среди текстов, которые алхимики пытались использовать при опытах с химическими веществами, были в том числе и тексты молитв. Но алхимик полагал: совершенно неважно, понимает он, что значит текст, или нет. Не имеет значения знание смысла – важно точное знание текста и неких дополнительных слагаемых, ритуальных действий: очерчивания магического круга, рисования печати Соломоновой (пентаграммы) и пр.

Мы, как те самые алхимики, зачастую считаем, что молитва требует обязательно тех или иных условий. Молитва требует храма. Если не в храме – нет молитвы. Обычен вопрос: «Зачем вы пришли в храм?», как обычен и ответ: «Помолиться». Хороший ответ. Прекрасный. Но недостаточный. Ведь личной, тайной молитвой человек призван молиться абсолютно в любом месте и в любое время. А в храм ходят не только для молитвы. Храм – это место, где совершается богослужение и Таинства. Храм – это место общей молитвы, в процессе которой из отдельных людей слагается Церковь видимая и невидимая. Место, где в Святых Дарах к нам нисходит Сам Господь . В храме мы молимся соборно – сообща. А лично мы должны молиться, как и призывает нас апостол Павел, во всякое время и на всяком месте.

Из мученического, страдальческого и победного опыта гонений на нашу Церковь в советские годы мы знаем, что молитва спасала людей, находящихся в совершенно нечеловеческих условиях: в лагерях и на лесоповале, в литейных цехах и карцерах, в психиатрических клиниках и тюрьмах. нужна нам сама по себе, она уместна в любое время и в любом деле.

Конечно, хорошо, когда есть икона. Хорошо, когда есть возможность зажечь свечу или лампаду. Хорошо, когда есть возможность уединиться. Замечательно. Но является ли это все гарантией того, что, собственно говоря, мы будем услышаны? Ведь все перечисленные действия, которые мы совершаем, становясь на молитву, есть ритуал. Сами по себе, без нашего сердечного горения, без слезного воздыхания и покаянного плача, без радости и благодарности, которыми горят наши сердца, ритуальные действия мертвы, как мертвы были обряды фарисеев, ждущих Бога и не принявших Его, потому что Он эти самые обряды нарушал и представлениям о правильном религиозном поведении не соответствовал.

Конечно, ритуалы и обряды нужны. Они дисциплинируют тело, настраивают ум, тренируют волю. Но они всегда лишь средства, и никогда – цель. Цель наша – это , разговор души с Богом.

Наверное, каждый человек, который хотя бы раз взывал к Богу с тем или иным прошением, убеждался, что после произнесения слов молитвы отнюдь не каждый раз небеса отверзались и оттуда протягивалась рука, которая дающая просимое. Почему так? Неужели потому, что там никого нет? Иногда, не выпросив себе желаемого, многие перестают молиться и теряют веру. А ведь апостол Иаков в своем Соборном послании объясняет: Про́сите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений ().

Часто приходится разговаривать с молодыми людьми, которые четко формулируют: «Я раз попросил, два попросил, три попросил – ничего не происходит. Значит, ничего нет». И для них это совершенно логично. Если нажимаешь на кнопку и не получаешь результата, значит пульт от телевизора не работает. Такая вот железная логика бытовой техники переносится на отношения с Богом. И наоборот, иногда с удивлением говорят: «Знаешь, я Его попросил – и случилось. Значит, Он действительно есть?»

К Богу нельзя подходить с человеческими мерками. не обязан исполнять наши желания! Более того, есть желания, исполнить которые просто преступно. Бог видит все содеянное и не содеянное нами: в Его бытии нет времени, как в нашем. Он – Творец всего сущего, в том числе и нас, и нашего времени. Мы движемся по сложной траектории в пространстве и во времени, подчиняясь физическим законам, Он – Господин времени и пространства. Он вне этих категорий. Он знает все, поэтому знает, что можно исполнить, а что – нет. У нас нет кнопки от Бога, у Бога же есть власть над нами. Но Бог даровал нам свободу выбора между добром и злом. И если просим мы не на добро, Бог «не слышит» нас – не исполняет наших просьб.

А как же наши молитвы? Да, и у молитвы, как у всякого искусства, есть степени мастерства. Первая из них – молитва «механическая», читательная. Но даже такой молитве нам надо учиться.

«Кажется, что может быть проще и естественнее для нас, как не молитва, или сердца к Богу устремление? А между тем оно не у всех и не всегда бывает. Его надо возбудить и возбужденное укрепить, или, что то́ же, надо воспитать в себе дух молитвенный. Первый к сему способ есть – читательное, или слушательное, молитвословие. Совершай как следует молитвословие – и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, или войдешь в дух молитвенный», – говорит свт. Феофан Затворник .

«В молитвенниках наших помещены молитвы свв. Отцов – Ефрема Сирианина, Макария Египетского , Василия Великого, Иоанна Златоуста и других великих подвижников. Будучи исполняемы духом молитвенным, они изложили внушенное сим духом в слове и передали то нам. В молитвах их движется великая сила молитвенная, и кто всем вниманием и усердием приникает в них, тот в силу закона взаимодействия непременно вкусит силы молитвенной по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы. Чтоб молитвословие наше сделать нам действительным средством к воспитанию молитвы, надо так совершать его, чтобы и мысль, и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих его. Укажу для сего три самых простых приема: не приступай к молитвословию без предварительного, хотя краткого, приготовления, не совершай его кое-как, а со вниманием и чувством и не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.

Пусть молитвословие есть у нас самое обычное дело, но никак нельзя, чтоб оно не требовало приготовления. Что обычнее чтения или писания для умеющих читать и писать? Между тем, однако ж, садясь писать или читать, не вдруг начинаем дело, а медлим несколько пред тем, по крайней мере столько, чтоб поставить себя в пригодное положение. Тем паче необходимы пред молитвою приготовительные к молитве действия, особенно тогда, когда предшествовавшее занятие было совсем из другой области, нежели к какой относится .

Итак, приступая к молитвословию утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи и потрудись в сие время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь сие молитвенное к Нему обращение, – и соответственно тому возбуди в душе настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце. В этом все приготовление – благоговейно стать пред Богом, – малое, но не малозначительное. Тут полагается начало молитвы; доброе же начало – половина дела.

Так установившись внутренне, стань затем пред иконою и, несколько положив поклонов, начинай обычное молитвословие: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! – Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны» и прочее. Читай неспешно, во всякое слово вникай и мысль всякого слова до сердца доводи, сопровождая то поклонами. В этом все дело чтения молитвы, Богу приятного и плодоносного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, иначе – понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. Других правил не требуется. Эти два – понимай и чувствуй, – исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие. Читаешь: «очисти ны от всякия скверны» – восчувствуй скверноту свою, возжелай чистоты и уповательно взыщи ее у Господа. Читаешь: «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» – и в душе своей всем прости, и сердцем все всем простившим проси себе у Господа прощения. Читаешь: «да будет воля Твоя» – и в сердце своем совершенно предай Господу участь твою и беспрекословную изъяви готовность благодушно встретить все, что Господу угодно будет послать тебе. Если будешь так действовать при всяком стихе молитвы твоей, то у тебя будет надлежащее молитвословие.

Чтоб успешнее можно было совершать его таким образом, вот что сделай:

1) имей молитвенное правило, с благословения духовного отца твоего, небольшое – такое, которое мог бы ты исполнять неспешно, при обычном течении твоих дел;

2) прежде чем молиться, в свободное время вчитывайся в молитвы, входящие в твое правило, пойми полно каждое слово и прочувствуй его, чтоб тебе наперед знать, что при каком слове должно быть у тебя на душе, а еще лучше, если положенные молитвы заучишь на память. Когда сделаешь так, то во время молитвословия легко тебе будет понимать и чувствовать. Останется одно затруднение: мысль летучая все будет отбегать на другие предметы. Тут вот что надо:

3) надо употребить напряжение на сохранение внимания, зная наперед, что мысль отбегать будет. Потом, когда во время молитвы она отбежит, возврати ее; опять отбежит – опять возврати; так всякий раз. Но всякий же раз, что прочтено будет во время отбегания мысли и, следовательно, без внимания и чувства, снова прочитывать не забывай; и, хоть бы мысль твоя несколько раз отбегала на одном месте, несколько раз читай его, пока не прочтешь с понятием и чувством. Одолеешь однажды это затруднение – в другой раз, может быть, оно не повторится или повторится не в такой силе. Так надо поступать, когда мысль отбегает и рассеивается. Но может быть и то, что иное слово так сильно подействует на душу, что душе не будет хотеться простираться далее в молитвословии, и хоть язык читает молитвы, а мысль все отбегает назад, к тому месту, которое так подействовало на нее.

В таком случае: 4) остановись, не читай далее; а постой вниманием и чувством на том месте, попитай им душу свою или теми помышлениями, которые оно будет производить. И не спеши себя отрывать от сего состояния; так что, если время не терпит, оставь лучше недоконченным правило, а этого состояния не разоряй. Оно будет осенять тебя, может быть, и весь день, как Ангел Хранитель! Такого рода благодатные воздействия на душу во время молитвословия означают, что дух молитвы начинает внедряться, и, следовательно, сохранение сего состояния есть самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас духа молитвенного.

Наконец, кончишь свое молитвословие, не тотчас переходи к занятиям каким- либо, а тоже немного хоть постой и подумай, что это тобою совершено и к чему тебя сие обязывает, стараясь, если дано что восчувствовать во время молитвы, сохранить то и после молитвы. Впрочем, если кто точно совершит свое молитвословие как следует, тот и сам не захочет скоро озабочиваться делами. Таково уж свойство молитвы! Что предки наши говорили, возвратясь из Царьграда: кто вкусит сладкого, не захочет горького; то сбывается со всяким, хорошо помолившимся во время своего молитвословия. И ведать должно, что вкушение сей сладости молитвы и есть цель молитвословия и что если молитвословие воспитывает дух молитвенный, то именно чрез сие вкушение.

Если будете исполнять сии немногие правила, то скоро узрите плод труда молитвенного. А кто исполняет их и без сего указания, конечно, уже вкушает сей плод. Всякое молитвословие оставит след молитвы в душе, непрерывное продолжение его в том же порядке вкоренит ее, а терпение в сем труде привьет и дух молитвенный. Его ж да дарует вам Господь, молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы!

Это я указал вам первый, начальный, способ воспитания духа молитвенного, т.е. сообразное со своим назначением совершение молитвословия, дома утром и вечером и здесь в храме. Но это – не все еще. Другой способ, если поможет, укажу завтра. Аминь» .

О трех видах молитвы

Только что мы прочли замечательные слова великого молитвенника свт. Феофана Затворника . Теперь мы знаем, как мы должны молиться на первой ступени нашего научения молитве.

Но вопрос у нас прежний: что еще должно быть в молитве, для того чтобы нам быть услышанными? Наверное, отчасти помочь нам могут замечательные слова аввы Дорофея: «Если ты просишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к принятию семени». Это значит, что не может быть услышана и исполнена та , для услышания и исполнения которой в жизни человека нет условий.

В обыденной жизни мы не придем к начальнику и не попросим у него сделать нас балеринами, если мы всю жизнь проработали заводскими мастерами или преподавателями русского языка. Даже если начальник захочет нам помочь, вряд ли он сделает наши спины гибкими, мышцы – выносливыми, а движения – совершенными. Тем более мгновенно. Для всего этого необходимы годы тренировки.

Но мы отчего-то уверены, что, если мы просим у Бога мужа или денег, здоровья или успехов, у нас есть все основания для того, чтобы это получить. Но вместить дар может далеко не всякий! Не наливают нового вина в ветхие мехи, ибо и мехи прорвутся, и вино вытечет на землю... Разве не об этом напоминает нам коротенькая Евангельская притча о старых мехах и новом вине , старом платье и новых заплатках ?

Господь не может дать того, что мы не сможем принять.

Редко когда человек, не представляя себе всех последствий, будет готов искренне попросить Господа: «Накажи меня», «Заставь меня стать другим». Чаще всего это лишь некая формальная поза, а в действительности мы обычно просим о чем-то совершенно зримом, понятном, очевидном и осязаемом. О материальном! О том, что нам кажется безусловным и абсолютным благом: о деньгах, здоровье, успехе. Но разве эти блага так уж абсолютны, с точки зрения Бога? Ведь сокровища себе собирать надо не на земле, где их ржавчина истребляет и моль поедает, а на небе – тогда там же окажутся и наши сердца, и мы с вами.

Вообще, молитва (опять возвращаясь к терминологии) подразумевает три вида, три разновидности: молитва-покаяние, молитва-прошение и молитва-благодарение. Но чаще всего (опять же если говорить о некоем таком общем представлении) молитву-благодарение почему-то забывают совсем. Когда говорят, к примеру, что человек пошел в церковь, сразу думается: пошел грехи замаливать или нужно что-то срочно получить (машину, квартиру, «пятерку» на экзамене и т.д. и т.п.).

Проблема в том, что само по себе признание, что существует некая сверхъестественная сущность, некий абсолют (духовный и управляющий этим миром), еще не означает, что мы молимся именно Богу.

Итак, мы пришли к тому, с чего начали нашу беседу: к нашей часто безрелигиозной молитве. Разговор с усопшим родственником или многочасовые, по-другому не могу сказать, «радения» где-нибудь вокруг да около Мавзолея со словами: «Ленин всегда живой». Это тоже такая безрелигиозная молитва. Да, признается наличие некоего существа, которое может каким-то образом повлиять в том числе и на мою жизнь. Но и культ древних ацтеков, который подразумевал человеческие жертвоприношения, тоже был «не просто так»! Людей убивали на языческих алтарях ради урожая хорошего и чтобы солнце всходило и дарило жизнь. И жрецы, вынимая сердца жертв и показывая их солнцу, произносили молитвы. Так жизнь многих, жизнь всего народа противопоставлялась жизни одного человека. Более того, археологические исследования, проводимые в Центральной Америке, говорят о том, что человек, которого приносили в жертву, верил, что его жертва – величайший почет и что, вообще, он отдает жизнь на благо народа! Он не чувствовал себя жертвой (обиженным жизнью) в нашем с вами понимании. Нет, он, наоборот, считал, что отдает свою жизнь ради того, чтобы вся страна не голодала или выиграла войну с другим народом, другим племенем.

Возвращаясь же к тому, что́ является молитвой с точки зрения православного христианина, мы приходим к выводу, что такой подход неприемлем. Богу, как говорят пророки на протяжении всей ветхозаветной истории, не нужны кровавые жертвы. Богу нужно, чтобы мы изменили свою жизнь и свои представления о Нем. Но самостоятельно люди не могли этого сделать. Тогда Бог нисшел на землю, воплотился от Пречистой Девы в избранном народе, прожил жизнь, являясь совершенным Человеком и Богом, и Своей Крестной Смертью принес единую Жертву за весь мир. Бог доказал Своей Собственной Жертвой, что Ему никакие кровавые жертвы ни к чему. Ему нужно только одно: чтобы мы помогли Богу изменить то, что происходит в мире. Чтобы вместе с Богом мы постарались преодолеть последствия первородного греха.

Вспомним еще раз значение термина «религия» – «связывать». Самое главное – чтобы мы опять научились связывать человеческое существо и Божественную сущность здесь, на земле. Для этого необходимо исполнение воли Бога. Но чтобы понять эту волю, требуется умение обращаться к Носителю этой воли – к Богу.

Сейчас появилось такое модное слово – «целеполагание». Какую цель мы ставим перед собой, когда, к примеру, принимаем ежегодный бюджет страны или голосуем на выборах? А какую, когда строим храм? Когда обращаемся к Богу?

Чаще всего получается, что мы размышляем примерно так: «Хочу, чтобы – любой ценой! – было исполнено мое желание. Вот сколько нужно за это заплатить? Неделю стоять на камне – будем неделю стоять на камне. Нужно поститься сорок дней – буду поститься сорок дней». Мы чаще всего забываем слова из молитвы Господней, которую дарит нам Сам Христос: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Мы это забываем. Мы говорим: «Нет, наше желание, наша воля. Нет – мы хотим». Свою волю, свое желание, свое, наконец, понимание ситуации, что лучше, а что хуже, мы все-таки ставим выше Божественной воли.

И да будет вам всем по вере вашей! Аминь!

Список использованной литературы

Филарет Московский (Дроздов), свт. Православный катехизис. М.: Паломник, 1998.

Феофан, Затворник Вышенский, свт. Собрание писем: в 2 т. М.: Правило веры, 2000.

Феофан, Затворник Вышенский, свт. Четыре слова о молитве. М., 1993.

Священник Григории Михнов-Вайтенко родился 3 сентября 1967 года в г. Москве, где провел детство и юность. По окончании школы поступил на сценарный факультет ВГИКа. Работал режиссером на Центральном телевидении возглавлял коммерческие теле-, кинопроизводственные и вещательные компании. С 2003 по 2008 год – генеральный директор Православного телеканала «Благовест». В 2008 году архиепископом Новгородским и Старорусским Львом рукоположен в диаконы, а 13 февраля 2009 года – принял священнический сан. Служит в Георгиевском храме г. Старая Русса.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия