Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Глава 6. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В XI-XIII ВВ. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Тема урока: Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Цели: познакомить с источниками обогащения церкви; определить причины усиления власти церкви; объяснить причины борьбы церкви против еретиков.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять причины борьбы церкви против еретиков; давать образную характеристику римских пап; различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средневековья;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих заданий; составлять рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, схемы;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схемы «Три сословия в Средние века», «Разделение церквей», «Источники богатства церкви»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

    Организационный момент

    Мотивационно-целевой этап

На предыдущих уроках мы, как художники, мазок за мазком рисовали картину «Средневековое общество», изучая жизнь феодалов, крестьян, горожан. Но наша картина будет неполной без рассказа еще об одной группе населения - духовенстве.

    Актуализация знаний

    Почему возник союз франкского короля с христианской церковью?

    Кто входил в состав духовенства?

    Как христианская церковь приобретала земельные владения и зависимых крестьян?

    Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?

    Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских - Папская область?

(Ответы учеников.)

В XI-XIII вв. церковь в Европе достигла большого могущества. Она не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых и обладала огромной властью в христианском мире. Жизнь общества и человека была в неразрывно связана с религией, требованиями церкви.

    Предположите, какие вопросы мы будем рассматривать на нашем уроке.

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Первое сословие.

    Богатство церкви.

    Разделение церквей.

    Борьба пап за светскую власть.

    Еретики и борьба с ними католической церкви.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему христианская церковь пользовалась таким могуществом? Почему произошел раскол христианской церкви? Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших в Евангелие, католическая церковь преследовала с большей жестокостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

IV. Работа по теме урока

    Первое сословие

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя людей, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.

(Работа со словарем.)

Сословие - социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными за ней обычаем или законом и передававшимися по наследству.

    Какие сословия выделяли мыслители?

Задание: послушайте средневековую притчу, а затем вместе назовем эти сословия.

Дополнительный материал

Предназначение овец - давать молоко и шерсть, быков - пахать землю, псов - защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Также и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одних молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая; тех, кто молится и кто пашет землю.

Вопросы к классу

    Какое сословие молится за других, внушает любовь к Богу?

    Какое сословие собственным трудом обеспечивает жизнь и себе и другим?

    Кто защищал духовенство и крестьянство от врагов?

    Соотнесите сословия средневекового общества с теми животными, с которыми их сравнивает автор притчи.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)


Проблемный вопрос. Взгляните на схему и определите, какое из сословий Средневековья претендовало на ведущую роль? Почему?

(Ответы учеников.)

Почему духовенство пользовалось таким почетом и уважением? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что люди Средневековья были очень религиозны. Главной целью своей земной жизни они считали спасение души для будущей жизни вечной. Без веры в Бога, без надежды на Его милосердие все остальные занятия не имели смысла. Достичь же спасения можно было только путем молитвы, отрешения от всего земного, посвящая себя только Богу.

    Любой ли средневековый человек мог позволить себе посвящать целый день молитвам? Почему?

(Ответы учеников.)

Вы выяснили, что далеко не каждый представитель средне- искового общества был на это способен. Не каждый имел время на молитву среди повседневных трудовых или ратных забот.

Поэтому и сложилось особое сословие - духовенство, члены которого были как бы посредниками между Богом и остальными людьми. Они молились и за «тех, кто сражался», и «за тех, кто работал», спасая их от Божьего гнева и давая им надежду на Царствие Небесное. Христианская мораль требовала выполнения нравственных правил, перечисленных в Библии.

    Вспомните заповеди Христа.

(Ученики выполняют задание.)

В христианском учении существуют понятия греха и покаяния. Церковь учила никогда не терять надежду.

    Какого человека в Средние века считали образцом для подражания? Для ответа на это вопрос используйте дополнительный материал.

Дополнительный материал

    Один монах писал: «Презирай богатства земные, чтобы ты мог обрести богатства небесные».

    Церковь призывала помогать нищим, утверждая, что добрыми полами можно заслужить место в раю: «Богатые созданы для спасения Водных, а бедные - для спасения богатых».

    Часть своих доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным.

(Проверка выполнения задания и составление схемы (см. с. 102).)


    Богатство церкви

Мы сформулировали признаки святого человека в Средние века. Насколько сама церковь соответствовала этому образцу?

Задание: прочитайте текст п. 2 § 16 и, исследовав и проанализировав способы обогащения церкви, ответьте на поставленных вопрос.

(Проверка выполнения задания и составление логической схемы.)



    Разделение церквей

До середины XI в. христианская церковь считалась единой Были постепенно выработаны и утверждены главные догматы т. е. непреложные истины христианской веры:

    учение о Троице (Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);

    воплощение Христа от Духа Святого и Девы Марии;

    церковь - посредник между Богом и людьми.

Со временем между церквями на Западе и Востоке возник

ли разногласия и заметные различия. В Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - константинопольский патриарх.

    Как складывались их взаимоотношения?

(Ученики выполняют задание.)

    Итак, между папой римским и константинопольским патриархом началась острая борьба.

    Какие существенные разногласия возникли между церквями Задание: работая с текстом п. 3 § 16, заполните сравнительную


таблицу «Различия между Западной и Восточной церквами».

Вопросы для сравнения

Западная церковь

Восточная церковь

Господство над христианской церковью

Язык богослужения

Отношение к браку

Внешние отличия священников

Названные вами разногласия и различия привели к тому, что в 1054 г. во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию - произошел окончательный раскол христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической («всемирной»), а восточная - православной («правильно славящей Бога»). После раскола обе церкви стали полностью самостоятельными.



- К какой ветви христианства относимся мы: католической или православной?

(Ответы учеников.)

ФИЗМИНУТКА

4.Борьба пап за светскую власть

С середины IX в. власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский пре- с гол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет.

Задание: работая с мультимедийной презентацией и историческим документом, определите причины усиления могущества папской власти.

Слайд 1. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). 11евзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он Ныл человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчиненности всех светских государей папе римскому.

Слайд 2. Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба за право назначат епископов.

Задание: изучите на с. 131 учебника исторический документ «Диктат папы», составленный Григорием VII, и ответьте на вопросы.

    В чем суть этого документа?

    Что позволило главе католической церкви к XI в. приобре сти такое могущество?

    Какие из утверждений были обращены к светским прави* телям Европы того времени? Почему?

(Проверка выполнения задания.)

Слайд 3. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископа* ми говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верное - королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.

Слайд 4. Король был вынужден искать мира с папой. В 1077 г с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Пап укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вы молил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе осажденному в замке Святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.

Слайд 5. Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и город Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

Слайд 6. В Западной Европе, раздробленной на множества феодальных владений, католическая церковь была единствен ной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими правителями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.

Слайд 7. Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий III утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такие знаки почета не оказывали ни одному королю в Европе.

Слайд 8. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.

Задание: определите причины могущества папской власти и XI-XIII вв. Закончите фразы.

    Церковь владела огромными...

    В раздробленной Европе церковь была...

(Проверка выполнения задания.)

5. Еретики и борьба с ними католической церкви

    Прочитайте название пункта параграфа и выделите две его смысловые части.

(Ответы учеников.)

    Мы разделимся на две творческие группы, которые будут выполнять индивидуальные задания.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 5 § 16, ответьте на вопросы.

    Кто такие еретики?

    Против чего выступали еретики?

Задание для второй группы: работая с текстом п. 6, 7, 8 § 16, ответьте на вопрос и выполните задание.

    Назовите способы борьбы католической церкви с еретиками.

    Сформулируйте собственное отношение к способам борьбы с еретиками в Средневековье.

Презентация работы первой группы

Еретики - люди, которые открыто критиковали церковь .

Взгляды еретиков

    Утверждали, что церковь погрязла в грехе.

    Отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения.

    Требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств.

    Единственным источником веры для них было Евангелие

    Осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности».

    Показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.

    Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственно ста или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царств? справедливости», или «Царство Божие на земле».

Презентация работы второй группы

Способы борьбы католической церкви с еретиками

    Отлучение от церкви.

    Интердикт - запрет исполнять обряды и проводить богослужения.

    Карательные военные походы.

    Создание инквизиции - специального церковного суда.

    Жестокие наказания еретиков с применением пыток.

    Основание и поддержка нищенствующих орденов монахов, (Проверка выполнения задания.)

    Подведение итогов урока

    Почему христианская церковь в Средние века была могущественной?

    Почему произошел раскол христианской церкви?

    Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь преследовала с большей жестокостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

(Ответы учеников.)

Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека была неразрывно связана с религией, с требованиями церкви. Кто же победил: церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияние католической церкви на души верующих. Они породил страх,; а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хотя и осталась мощным институтом власти (Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

    Рефлексия

    Что нового узнали на уроке?

    Какие умения и навыки отрабатывали?

    С какими новыми терминами познакомились?

    Что понравилось и что не понравилось на уроке?

    Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

    Для сильных учеников - § 16, составить в паре с одноклассником диалог папы римского и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы обоих собеседников.

    Для средних учеников - § 16, согласно легенде Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне, будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна папа римский.

    Для слабых учеников - § 16, вопросы и задания к параграфу.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок истории средних веков в 6 классе Учитель Г ригорьев А.П. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Основные сословия средневеково общества Богатство церкви Разделение церквей в 1054 году Еретики и борьба с ними План урока

Какую роль играла католическая церковь в жизни средневекового общества? Задание на урок:

Какова причина появления новых городов? ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли укрепление феодального землевладения войны между государствами Повторим изученное:

Где появлялись города? на пересечение торговых путей у мостов и морских гаваней у стен больших монастырей и замков феодала верно все указанное Повторим и зученное

Почему горожане огораживали город рвом и валом? для защиты от нападений врагов чтобы обозначить границы города для защиты от сглаза завистников Повторим изученное

Почему жители городов боролись с сеньорами? хотели освободиться от влияния и поборов феодалов сеньоры не вкладывали деньги на развитие ремесла в городах было много незанятых в хозяйстве воинов Повторим изученное

Что такое ярмарка? большая площадь ежегодный торг место сбора налогов Повторим изученное

Здание городского совета в средневековом городе мэрия сенат ратуша управа Повторим изученное

Как назывался город, жители которого смогли победить в борьбе с сеньором? коммуна метрополия колония муниципалитет Повторим изученное

Структура средневекового общества Духовенство относилось к I сословию, самому главному. Ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом!!!

Структура средневекового общества Те, кто молится Те, кто воюют Те, кто трудится

Прочитайте раздел 2 на стр.125-126 и ответьте на устно на вопросы 1. Что такое десятина? 2. Что такое священные реликвии и мощи? 3. Как назывались специальные папские грамоты о прощении грехов? 4. Каким еще образом католическая церковь добывала себе богатство? Богатство церкви

Индульгенция – специальная папская грамота, за покупку которой гарантировалось отпущение всех грехов

Что составляло богатство церкви

Восточная церковь (православная) Западная церковь (католическая) Глава церкви Язык богослужения Кому нельзя вступать в брак Разделение церквей 1054 год Прочитайте раздел 3 на стр.126 и заполните таблицу Византийский патриарх Папа Римский Г реческий или местные языки Латинский язык Только монахам Всем священникам Сделайте вывод: сильные ли различия были между Восточной и Западной христианскими церквями?

Догматы (истины в религии, не требующие доказательств) в христианстве: Учение о Троице О непорочном зачатии Х риста (от Духа Божьего) Церковь – единственный посредник между богом и людьми Еретики и борьба с ними Но! Не все понимали догматы и умели читать Б иблию Искажение учения церкви Появление ересей

Еретик – противник вероучения церкви Казнь еретиков в средние века

Какие основные сословия существовали в средневековом обществе? Закрепим изученное!

Что составляло богатство католической церкви?

Параграф 15, раздел 1,2,3,7 пересказ Домашнее задание



1. Первое сословие. Средневековые религи­озные мыслители утверждали, что мир, создан­ный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия1, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы друг другу. Первое сословие - «те, кто молится» (монахи и свя­щенники) - заступаются за людей перед Богом. Второе- «те, кто воюет» (светские феода­лы) - защищают христиан от врагов. Третье - «те, кто трудится» --кто не входит в первые два сословия, и прежде всего крестьяне, но так­же и горожане, которые добывают для всех все, что необходимо для жизни. Наличие разных по правам и престижу сословий - важная особен­ность средневекового общества.

Духовенство относили к первому, самому главному сословию. Ведь церковь считалась по­средником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блажен­ства. Христианская мораль требовала выпол­нять нравственные правила, перечисленные в Библии, в том числе - относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Пропо­ведь церкви смягчала жестокие нравы и улуч­шала поведение людей. Церковь учила никогда не терять надежды. Считалось, что грешник и даже преступник могут спасти свою душу рас­каянием и исповедью, то есть искренним расска­зом о своих грехах священнику, который будет молить Бога простить раскаявшегося грешника.

Образцом, на кого следует равняться, счи­тался святой человек, который отрекся от зем­ных забот и соблазнов. Святого представляли бедным, даже нищим, отказавшимся от имущества - ведь имущество отвлекает от забот о спа­сении души, оно связано с жадностью и враж­дой. «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обре­сти богатства небесные».

Церковь призывала добрыми делами спасти свою душу и заслужить место в раю. Короли знать, купцы и даже небогатые люди старались

помогать нищим, убогим, калекам, арестантам, раздавали им мелкие деньги, подкармливали. Погоню за богатством официальная христиан­ская мораль не одобряла, ведь в Евангелии было сказано: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай». Часть своих доходов церковь была обязана тра­тить на помощь нищим, бедным и больным: раз­давала продукты во время голода содержала больницы для бедняков, приюты для сирот и престарелых, ночлежки для бездомных.

2. Богатство церкви. Но при этом церковь была крупнейшим землевладельцем и облада­ла огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи за­висимых крестьян.

Со всего населения Западной Европы цер­ковь взимала десятину - особый налог на содержание духовенства и храмов. Верующие платили священникам также за венчание и за другие церковные обряды. Многие завещали и дарили церкви землю, деньги и другое иму­щество- «на помин души».

В храмах выставляли священные реликвии («остатки»): волосы Христа, обломки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми его прибивали к кресту, а также мощи - остан­ки тел святых мучеников. Верующие были убеждены, что от прикосновения к святыням излечиваются больные и увечные.

Папы римские присвоили себе право про­щать преступления и грехи верующих за день­ги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов - индульгенции (в переводе с латинско­го значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями прино­сила папам огромные доходы и вызывала него­дование истинно верующих граждан.

Вслед за Библией осуждая ростовщичество, церковь, однако, сама занималась этим прибыльным делом, давая в долг зерно и другие продукты под залог земли и имущества, кото­рые затем присваивала. Церковь проповедова­ла христианскую любовь и бедность, но сама увеличивала свои богатства, притом не всегда честными способами.

3. Разделение церквей. До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа рим­ский, а в Византии - константинопольский патриарх, подчинявшийся императору.

Вы знаете, что от Византии христианскую веру приняли некоторые народы Восточной Ев­ропы и Балканского полуострова. Но папа рим­ский хотел подчинить церковь в этих странах своей власти. Византийская же церковь проти­вилась вмешательству папы в ее дела. Из-за господства над христианской церковью между папой римским и константинопольским патри­архом шла острая борьба.

Между церквами на Западе и Востоке суще­ствовали также различия в обрядах и учении. В раздробленной Западной Европе церковь со­хранила единый язык богослужения - латин­ский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. На Западе было запреще­но вступать в брак всем духовным лицам, на^ Востоке же - только монахам, а священники были женатыми. Даже внешне восточные свя­щенники отличались от западных: не брили бо­роды, не выстригали волосы на темени.

В 1054 году, во время очередного конфлик­та, папа и.патриарх предали друг друга прокля­тию. Произошло окончательное разделение христианской церкви на западную и восточ­ную. С тех пор западная церковь стала называться католической (что значит «всемир­ной»), а восточная - православной (то есть «правильно славящей Бога»). После разделе­ния обе церкви стали полностью самостоятель­ными.

4. Путь в Каноссу. С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок про­должался около двух столетий. Этому способ­ствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образова­ния Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на веру­ющих, упал ее авторитет.

В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал подчи- полной нетерпимо-нить всех светских государей папе римскому.

Между Григорием VII и германским коро­лем Генрихом IV, ставшим императором Свя­щенной Римской империи, разгорелась ожесто­ченная борьба из-за того, кому должно принад­лежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лиша­ется власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милос­тью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Гри­горий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV.

Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в руба­хе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Ита­лию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками гер­манского короля. На помощь папе, осажденно­му в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграби­ли город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.

Борьба пап с императорами с перемен­ным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Герма­нии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

5. Наместник Бога на Земле. В Западной Европе, раздробленной на множество феодаль­ных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.

Наивысшего могущества власть папы дос­тигла при Иннокентии III (1198-1216), из­бранном папой в 37 лет. Он был наделен твер­дой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник са­мого Бога на Земле, призванный «господство­вать над всеми народами и царствами». На тор­жественных приемах все должны были прекло­нять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе.

Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европей­ских стран. Одно время папа возводил на пре­стол и смещал императоров. Его считали выс­шим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуост­рова.

6. Против чего выступали еретики. В тече­ние раннего Средневековья на съездах высше­го духовенства - церковных соборах были по­степенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог един, но существу­ет в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), о непорочном зачатии Христа (от Духа Божьего), о роли церкви как единственного посредника между Богом и людьми. Немало по­ложений вошло в христианство из народных, языческих верований, например празднование Масленицы или дня Ивана Купалы, поминаль­ное застолье (тризна у славян). Под влиянием простых людей, боящихся сурового Божьего суда, наряду со светлым раем и страшным адом в церковное учение ввели чистилище как ме­сто, где душа человека еще может очиститься и избежать ада.

Не все верующие христиане понимали дог­маты. А те, кто мог читать Библию, не всегда принимали некоторые церковные догматы, так как видели расхождение между ними и текста­ми Священного Писания. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства.

Среди горожан, рыцарей, простых священ­ников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками1.

Еретики утверждали, что церковь испорче­на. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церков­ные обряды, пышные богослужения. Они тре­бовали, чтобы духовенство отказалось от деся­тины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуж­дали священников и монахов за забвение «апо­стольской бедности». Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое иму­щество бедным, питались подаянием.

Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство спра­ведливости», или «Царство Божие на земле».

7. Как церковь боролась с еретиками. Слу­жители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне за­кона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

Наказывая за непослушание, папа мог нало­жить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы остава­лись некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обрече­ны на адские муки, чего боялись все верующие христиане.

В области, где было много еретиков, цер­ковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков-алъбигойцев в богатые области Южной Фран­ции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и цер­ковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром.

В походе охотно приняли участие северо­французские рыцари, рассчитывавшие на бога­тую добычу. За 20 лет войны многие цвету­щие города Южной Франции были разграбле­ны и разрушены, а их население перебито. В одном из городов, по словам хрониста, воины истребили до 20 тысяч человек. Когда папско­го посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков», он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»

8. Инквизиция. Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал в XIII веке специальный церковный суд - инквизицию (в переводе с латинского значит «расследова­ние»). В этой борьбе инквизиция использовала слежку и доносы. Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стара­ясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюрем­ного заключения или смертной казни. Переда­вая осужденного на казнь властям, служители церкви просили проявить к нему милосердие - умертвить «без пролития крови». Это значило, что его должны были заживо сжечь на костре.

9. Нищенствующие ордены монахов. Видя, как народ почитает людей, живущих в бедно­сти, папы римские образовали в начале XIII века ордены1 нищенствующих монахов-пропо­ведников. Основатель одного из орденов италь­янец Франциск Ассизский (1181-1226), сын богатых родителей, ставший монахом, пропове­довал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому: животным, деревьям, цве­там и даже солнечному свету. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в гре­хах, жить за счет милостыни. И вот Иннокен­тий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.

Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170-1221) основал орден доминиканцев. Доминиканцы называли себя «псами господними» (по-латыни - «домини канес»). Считая главной целью борьбу с ерети­ками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знаме­ни была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.

Cлайд 1

Cлайд 2

Выберите правильный ответ- Развитие торговли при- вело к появлению... Одним из центров торгов-ли с Востоком был(а)... Купцы для защиты инте-ресов объединялись в.. Во главе Ганзы стоял город... Товарных отношений Пошлин Натурального хоз-ва Новгород Византия Венеция цеха караваны гильдии Любек Брюгге Генуя

Cлайд 3

Cлайд 4

1.Разделение церквей. 2.Борьба светской власти с римской папой. 3.Папство. 4.Источники богатства церкви. ПЛАН УРОКА.

Cлайд 5

Выпишите в тетрадь- Что приводило к усилению, а что к ослаблению могущества папской власти? Задание на урок.

Cлайд 6

1.Разделение церквей. До 11 в. церковь была еди-ной,но опасность раскола была велика-в Риме пра-вил Папа, в Византии пат-риарх, которого фактичес ки назначал император. Ряд народов принял христи-анство от Византии, а Па-па хотел подчинить их се-бе.Обе церкви имели раз-ные обряды,язык,учения. В 1054 г. христианская цер-ковь раскололась. Ислам Православие Католичество

Cлайд 7

2.Борьба светской власти с римским папой. С 8 по 11 в.Западная цер-ковь пережила упадок-ве- ра ослабла,а Пап назначал германский император. В 1073 г. папа Григорий VII начал борьбу за усиление своей власти-он хотел что бы ему подчинялись свет- ские правители. Против выступил германс-кий король Генрихом IV, который сам хотел назна-чать епископов. Генрих решил лишить Папу власти.В ответ Папа осво-бодил подданных короля от присяги на верность.Фе одалы подняли мятеж. В 1077 г. Генрих IV босиком и в рубище зимой пересек Альпы и 3 дня обивал по-роги замка Каносса, пока не получил прощение. Но подавив мятеж,он возоб-новил борьбу с Папой. Король вторгся в Италию, папе помогли норманы, но они разграбили Рим. И вскоре Георгий VII умер

Cлайд 8

3.Папство. Борьба длилась 200 лет.Цер ковь была единственной сплоченной организаци-ей. Наибольшую власть цер-ковь получила при Инно-кентии III(1198-1216).Он заявил,что «Папа-намес-тник бога на земле». Папа расширил границы Ва тикана начал знаменитые крестовые походы и стал назначать королей. Инокентий III Иннокентий III.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия