Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия


Пта - бог, покровитель города Мемфиса. В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. В этом мифе Пта создает все сущее силою мысли и словом: «Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов. создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, всякие искусства, движение рук и ног. согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей».

Главные боги, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В одном из воплощений он является отцом солнечного бога Атума.

Птах, бог-творец и бог-ремесленник, был божеством довольно привлекательного облика. Во всяком случае, он изображался исключительно в человеческом обличье. Он был связан с землей, местом погребения умерших и источником плодородия, и потому часто являлся ипостасью Осириса. Но это качество не добавляло Птаху красоты, а наделяло его сходством с мумией, и, кроме того, он не имел короны.

Культ Птаха возник в Мемфисе, его образ был одним из самых знаковых и узнаваемых в древнеегипетском пантеоне. Птах входил в узкий круг богов-творцов. Благодаря необычайно развитому интеллекту он создавал предметы одной только силой мысли.

Его изображения

Птах всегда изображается в антропоморфном облике и почти всегда стоящим. Он - один из немногих богов, не носящих короны. Ее заменяет головной убор, напоминающий шлем и придающий силуэту Птаха странные очертания.

Подобно Сокару и Осирису, Птах облачен в облегающий погребальный саван, открывающий только голову и кисти рук. Все три бога, связанные с землей (а также ее недрами), в какой-то момент были сближены друг с другом настолько, что они образовали единое божество, именуемое Птах-Сокар-Осирис. Также существовала связь между Птахом и Татененом, «поднимающаяся земля», поскольку они оба были божествами земли. Именно в случае этого отождествления Птах-Татенен не изображался в виде мумии.

Птах считался красивым богом, однако археологи находят не слишком лестные для него портреты, датирующиеся Поздним периодом, где Птах предстает перед нами в образе карлика, попирающего ногами опасных животных. Подобные изображения имеют греческие корни. Это так называемые Птах-Патеки, своего рода амулеты, использовавшиеся египтянами для защиты детей от укусов скорпионов и змей.

В Древнем Египте не было недостатка в богах-творцах! Наряду с Ра, Хнумом и Тотом следует рассказать и о Птахе из Мемфиса, знаменитого города Северного Египта. Могущество Птаха - в том, что все, задуманное им, воплощается в жизнь. Птах обустроил мир одной только силой мысли.

Его имя, по-видимому, образовано от глагола со значением «изготавливать, придавать форму», и отсылает непосредственно к мифу о сотворении мира, которое жители Мемфиса приписывали Птаху. Птах был изначально местным божеством Мемфиса. Разумеется, с течением времени слава его росла, как рос и его город. Однако Птах так и не был включен в крупнейшие мифологические циклы Древнего Египта. Он не соотносится ни с одной из легенд и не участвует даже в захватывающей эпопее о Горе и Сете. Лишь в немногих версиях этой истории боги интересуются мнением Птаха. Но Птах, понимая, что противостояние Сета и Гора будет длиться вечно, заявляет, что ему неизвестны подробности дела, и таким образом уклоняется от участия в спорах.

С семьей, но без легенд

Итак, Птах - бог из Мемфиса. Из-за политического и религиозного значения, которое имел здесь этот бог, местные жители наделили его семьей. Так, в эпоху Нового царства, как и во многих других крупных религиозных центрах Египта, весь Мемфис поклонялся не одному богу, а божественной триаде. Далеко не все города могли этим похвастаться.

Птах получил в спутницы жизни богиню с весьма пылким нравом, львицу Сехмет, а сыном его стал Нефертум. Однако эта семья была всего лишь формальностью: ее существование не подтверждалось ни одной легендой. Более того, несмотря на влиятельность культа, мемфисский бог практически не является действующим лицом мифологического цикла.

Исключение составляет лишь один, но весьма важный - миф о сотворении мира. Однако и этим мы, по всей вероятности, обязаны мемфисскому духовенству: в эпопее Птаха сочетаются элементы, позаимствованные из мифологии Гелиополя (родины демиурга Ра) и Гермополя (города Тота, еще одного великого бога-создателя).


Мемфис (Мен-нефер), город, от которого сегодня не осталось и следа, был религиозным и административным центром первого нома Нижнего Египта. Еще в самом начале эпохи фараонов он стал резиденцией правителей и столицей всей страны, каковой оставался на протяжении всей эпохи Древнего царства. На некрополе Мемфиса погребали как царей, так и их подданных, Этот некрополь был одним из величайших в Египте! Всего в пятнадцати километрах от древнего города расположены знаменитые пирамиды Гизы.

Он мыслит и, следовательно, творит

«Он - тот, кто породил сам себя и дал жизнь божественной эннеаде... Он произвел на свет всех богов. Он основал города и номы. Он поселил богов в их святилища. Он сделал обильными жертвенные подношения им и основал их святилища. Он вылепил тела их в соответствии с желаниями их сердец».

Все это и многое другое Птах, согласно мемфисским верованиям, сотворил при помощи одного только сердца (мысли сиа) и языка (созидательного слова ху). Никакого гончарного круга, никакого грандиозного действа; просто материализация образов, придуманных Птахом. Именно так он сотворил Вселенную, а затем Землю и все, что есть на Земле.

Вот что один из текстов Позднего периода рассказывает нам о «методе» творения Птаха: он «создал зрение благодаря глазам, слух - благодаря ушам, дыхание - благодаря носу. Все они говорят с сердцем. Сердце же позволяет всякому знанию найти выражение, а язык излагает все, о чем оно мыслит... Потому что каждое божественное слово воплощается в соответствии с тем, что задумало сердце и что высказал язык». Таким образом, то, о чем Птах думает, воплощается в жизнь: «Вот как были созданы все работы и искусство, жесты рук, способность ног ходить, движения членов, в соответствии с порядком, который задумало сердце и выразил язык».

Миф ставил этот акт творения выше, чем гелиопольский. Однако в конце концов духовенство Ра одержит верх над жрецами Птаха...

Отождествления Птаха

Птах очень часто отождествлялся с другими богами. Подавляющее большинство египтян поклонялись не самому Птаху, а синкретическому божеству, в чьем облике он воплотился. Среди самых знаменитых отождествлений стоит отметить Птаха-Сокара-Осириса; этих трех богов объединяло только одно - земля. Земля, в которой погребали умерших. Менее известен был Птах- Татенен («поднимающаяся земля»); его имя - аллюзия, отсылающая к первому холму, который выступил из первичного океана, а также к земле, которую поднимают прорастающие растения. Ведь Птах был и остается богом возрождения, столь желанного для каждого человека, достигшего сумерек своей жизни.

Птах, бог из Мемфиса, чествовался в этом городе с особым размахом. Когда здесь поселился фараон, Птах стал его защитником. А когда культ Птаха распространился по всему Египту, бог воплощения замысла стал богом ремесленников. Птах был поистине универсальным богом; его почитали все, от великих мира сего до простых крестьян, что упрочило его статус демиурга.

История Птаха началась в Мемфисе и, по всей очевидности, в Додинастическую эпоху. Тогда он был скромным богом умерших, и ничто не предвещало его грядущей славы! Ничто, кроме идеального расположения Мемфиса на Ниле в самом начале Дельты. Этот богатый и плодородный край фараоны без колебаний избрали в качестве своей резиденции.

Бог из Мемфиса

В ту пору Мемфис еще не превратился в великую столицу египетских царей, религиозный центр и крупнейший некрополь Древнего царства, однако культ Птаха процветал уже тогда. По мере роста могущества города росла и слава его бога. Легенды гласят, что храм Птаха построил Менес - первый фараон из самой первой династии. Такой чести не было удостоено ни одно другое божество!

Так как храм был расположен к югу от города, Птаха называли «тот, кто за южной стеной», и это имя встречается в текстах достаточно часто. Судя по развалинам, обнаруженным к западу от современного святилища, первый храм Птаха датировался не позднее эпохи правления Тутмоса IV (1401 — 1391 гг. до н. э.).

Храм Птаха в Мемфисе

Довольно впечатляющие руины древнего Мемфиса уцелели в пальмовых рощах близ деревни Мит-Рахина. Среди них можно увидеть и храм Птаха, который Рамсес II (1290-1224 гг. до н. э.) приказал перестроить в годы своего правления. Наиболее примечательны, пожалуй, остатки мощной стены длиной около 1500 м, которой была обнесена территория святилища.

Помимо западного пилона и непосредственно примыкающего к нему гипостильного зала при Рамсесе II было построено несколько монументальных ворот в северной и южной стенах. Они были украшены колоссами правителя. Кроме того, южные ворота стерег большой алебастровый сфинкс. Рамсес II, судя по всему, очень почитал Птаха и был страстным приверженцем его культа; он сделал управляющим храма своего сына Хаэмуаса. Все служившие здесь жрецы подчинялись принцу.

На этом месте по-прежнему можно увидеть несколько огромных статуй Рамсеса, покоящихся в зарослях. Часть храма была раскопана в начале XX века, но это величайшее святилище Древнего Египта, конечно же, еще не раскрыло нам всех своих секретов и тайн.

Необычайно жизнестойкий культ

Позднее фараоны из XXII, XXV и XXVI династий продолжили дело Рамсеса II, постепенно обустраивая огромную территорию за священными стенами мемфисского храма.

Так, например, Шешонк I пристроил «лабораторию» бальзамирования быков Аписов (поклонение которым было связано с Птахом и его духовенством).

Фараоны Амасис (570-526 гг. до н. э.) и Шабака (712-698 гг. до н. э.) восстановили существующие здания и возвели небольшие капеллы, тем самым поддержав культ «того, кто за южной стеной».

Птах, греческий гефест и римский вулкан

В истории наложение разных культур всегда сопровождается взаимовлиянием религий и заимствованием богов. Египет греко-римской эпохи не стал исключением из этого правила. Так, Птах, покровитель ремесленников, был отождествлен с греческим богом Гефестом. Древние греки верили, что Гефест родился из гнева Геры на супруга! Поэтому он часто появляется в образе молнии - порождения грозы. А в мифологии египтян Птах, превратившись в молнию, породил божественную корову, которая, в свою очередь, произвела на свет его двойника, Аписа.

Гефест быстро освоил кузнечное ремесло на своем острове Лемносе. Позднее римляне назовут его Вулканом: они верили, что жилище бога укрыто в жерле Этны. Птах, будучи повелителем огня, занял почетное место в пантеоне египетских богов, покровительствуя ремеслам, связанным с огнем. А его жрец, как сообщают нам тексты, был «величайшим из глав ремесленников»!

Фараон-реставратор Шабака

Фараон Шабака многое сделал для культа Птаха. Он был не только строителем: именно ему мы обязаны надписями на гранитной плите, скопированными с загадочного папируса. Папируса настолько древнего и настолько важного, что, если бы Шабака не приказал высечь этот текст на камне, мы ничего не узнали бы ни о Птахе, ни о его истории.

Эта плита, обнаруженная археологами в святилище Птаха в Мит-Рахине, представляет собой список с более древнего папируса, который в то время хранился в архивах святилища. Копия папируса была сделана на рубеже VIII и VII веков до нашей эры. Фараон Шабака, осознававший значимость своего деяния, приказал приписать перед основным текстом следующие строки: «Этот текст был переписан Его Величеством в храме его отца Птаха, того, кто за южной стеной, потому что Его Величество заметил, что это произведение создали предки, и что изгрызли его черви так, что скоро невозможно будет прочесть все строки от начала до конца. Его Величество переписал текст, вновь посвятив его Птаху, чтобы он стал еще лучше, чем был когда-либо прежде... Вот что сделал Шабака, сын Ра, для отца своего Птаха-Татенена». Несмотря на столь впечатляющий труд по сохранению текста, он дошел до нас со множеством лакун: в арабскую и современную эпохи плита послужила камнем для мельничного жернова, в результате чего некоторые строки были безвозвратно утрачены.

Птах-Патек

Мифы рассказывают, что Гефест родился кривоногим уродцем. Жители эллинистического Египта III века изображали Птаха безобразным карликом, похожим на этого греческого бога; его называли Птах-Патек. До нас дошли многочисленные фаянсовые статуетки Птаха-Патека: обнаженный бог попирает ногами опасных Животных. В этих изображениях нет ничего непочтительного; напротив, они имели защитные свойства: в них Птах сближался с самым драгоценным, что было у египтян - их потомством. Патеком такой образ Птаха назывался из-за сходства с одноименным божеством, покровителем финикийских мореплавателей. Многие из этих статуэток были изготовлены в эпоху Птолемеев и позднее.

Птах - приближенный фараона

Фараоны Древнего Египта очень почитали Птаха. Как бог-создатель (по крайней мере, в Мемфисе), Птах был неразрывно связан с царской властью. И, поскольку правители Египта обосновались в Мемфисе, Птах стал «Тем, кто возводит царя на престол именем владыки Обеих Земель». Действительно, с течением времени Птах получил титул «владыки обеих Земель, восседающего на великом троне», поэтому его имя стоит первым в списках царей. Недаром он - один из немногих богов, кто носил церемониальную волнистую бородку фараонов! Когда же к власти пришли фиванские правители, фараоны будущей XVIII династии, и их бог Амон, то Фивы и священный город Карнак стали политическим и религиозным центром всего Египта. Это не могло не сказаться на влиянии Птаха. Тем не менее в глазах правителей значимость этого бога была по-прежнему велика. Фараон Тутмос III (1479-1425 гг. до н. э.) в своем поклонении Птаху зашел настолько далеко, что построил для него небольшой храм прямо на тер-ритории святилища Амона. Шабака, Птолемеи и даже римский император Тиберий заботились о сохранности этого храма.

Другой фараон из XVIII династии, Амехотеп III (1391-1353 гг. до н. э.), приказал возвести святилище Птаха-Сокара-Осириса в стенах своего погребального храма на западном берегу Нила. От этого огромного комплекса не уцелело ничего кроме двух гигантских статуй фараона - знаменитых колоссов Мем- нона. Хотя Аменхотеп жил в Стовратных Фивах, далеко от Мемфиса, он сохранил верность Птаху, и построил для него «Храм Небмаатра, соединившегося с Птахом» - храм, в котором фараон изображается в виде статуи Птаха. Фараон и Птах были здесь единым существом. В то время Амон, с которым впоследствии будут отождествлять себя правители, еще не достиг вершины славы. Отметим, что в тот же период, но намного южнее, в Нубии, некоторые храмы были посвящены одновременно Амону, Гору и Птаху. Это доказывает, какое значение приобрел культ мемфисского бога мертвых в масштабах всего Египта и даже за его пределами.

Птах, отверзающий уста

Статуи богов и богинь Древнего Египта, высеченные из гранита или диорита, считались живыми. По крайней мере, в этом убеждали простой народ жрецы. Однако для того чтобы божество могло воплотиться в каменном теле своей статуи, необходимо было совершить особые ритуалы. Одним из них был ритуал отверзания уст, который также применялся в отношении забальзамированных тел. Вот что рассказывает нам об этом знаменитая надпись фараона Шабаки.

Говоря о Птахе, текст уточняет, что бог «обеспечил их подношениями, он основал святилища для них; он воссоздал их тела в соответствии с их пожеланиями (в виде статуй); тогда боги вошли в свои тела, сделанные из всевозможных пород древесины, из всевозможных камней, из глины [...]. Так были соединены с ним все боги и их ка, в мире, соединившись с владыкой Обеих Земель (Птахом)».

Так как, согласно этому тексту, для ритуала требовались такие ремесленнические инструменты, как плотницкое тесло и резец каменотеса, неудивительно, что Птах, покровитель ремесленников, взялся за дело собственноручно. Вернее, вместо него все необходимое совершала его аватара - великий жрец. Он осторожно проводил резцом по рту статуи и тем самым символически отверзал его, чтобы бог мог принимать пищу. Тем временем Сокар, с которым позднее будет отождествлен Птах, должен был открыть статуе глаза: деяние, достойное бога- творца, каковым, как мы помним, считался Птах.

Неизменный бог

Зачастую египетские боги и богини принимали разные обличья в зависимости от какого-либо аспекта своей сущности или от эпохи; иногда менялись только некоторые детали. Птах же не менялся вовсе. И как бог-творец, и как защитник мемфисского некрополя, и как покровитель ремесленников, он изображался совершенно одинаково во все времена. Даже становясь частью одного из многочисленных синкретических божеств (Птах-Сокар-Осирис, Птах-Татенен и пр.), он никогда не менял внешности. Судя по всему, исключением был только не слишком обаятельный Птах-Патек (смотрите врезку на предыдущей странице).

Божество земли и плодородия. Почитание Птаха возникло в городе Мемфисе, но затем распространилось по всему Египту и сопредельным странам. В поздних сказаниях Птах выступает творцом всего существующего: Вселенной, богов и людей. Он почитался в древности также как покровитель ремесел, искусств, бог справедливости и истины; изображался в виде человека с посохом. Он был подобно мумии одет в узкое платье, с неукрашенной гладкой головой. Его скипетр - это комбинация столба джед и скипетра уас.

Ему приписывали изобретение этого мастера, но во времена пирамид он занял место творца. Его созидательными органами являются сердце и язык; через могущество слова он создал мир. При каждом ударе сердца и при каждом звуке только и открывается творческая сила бога. Птах считался "древнейшим", который в себе объединяет сущность Нула и Наунет (как мужского и женского аспектов). Народу Птах был ближе как "ваятель земли", который подобно хнуму, создаёт сущность на гончарном круге. Через связь с мемфисским богом земли и мёртвых Сокарисом Птах воспринял также сущность Осириса. Его супругой была богиня войны Сахмет.

Образ этого бога в человеческой форме, смысл, сопряженный с ним, во многом остаются загадочными. Птах представал в виде мужчины с короной в плотно облегающем его одеянии, с посохом в руке. Он относится к числу наиболее древних богов египтян. Был всевышним покровителем города Мемфиса. Культ его был распространен в Нубии, Палестине, но прежде всего - в Египте, где он - около пяти тысяч лет назад - превратился в главного бога Египта, когда Мемфис стал столицей единого государства.
Тогда начался первый период расцвета египетской культуры. Древнейшие представления о Птахе описаны в «Мемфисском теологическом трактате» - надписи на монолите, сделанной около 700 г. до н.э. Но, по мнению специалистов, на монолите воспроизведен текст древнего папируса, написанного около 2600 г. до н.э. В этом трактате Птах назван великим и огромным, унаследовавшим свою силу от всех богов и их духов. Мысль о творении, зародившаяся у Птаха, сравнивается с появлением Атума - вселенского света. Девятка первобогов Атума возникла из его семени и руки, а Девятка богов Птаха- это зубы и губы в его устах,

которые произносят названия всех вещей. Девятка создала видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что рождено сердцем.
Этот миф объединяет две версии о сотворении мира: гелиопольскую, в которой первенствует Атум-Ра, и мемфисскую. И если Атум творит весь материальный мир, то Птах в первую очередь духовный.
В начале было Слово Бога. Благодаря божественному слову была создана жизненная сила богов и людей. Так дана была жизнь добродетельному и смерть преступному. Так были сотворены всякие работы, всякие искусства, согласное движение рук, ног и всех членов по приказу, задуманному сердцем и выраженному языком.
Далее говорится о Птахе: «Он, сотворивший все сущее и воссоздавший богов». Так было установлено и признано, что его могущество превосходит могущества других богов. Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех пород деревьев, камня и глины, и приняли в них свой облик».
В этом мифе Птах выступает не только творцом и демиургом, но и культурным героем. Как творец, одухотворявший все сущее, он является одновременно мужским и женским первичным океаном, отцом и матерью Атума, сердцем и языком девятки первобогов.
Мы и сейчас признаем то, что египтяне приняли сердцем пять тысяч лет назад. В божественном слове заключена вся сила Вселенной и все ее творчество. Создание мира представлено как творение словом.
В «Мемфисском теологическом трактате», рассматриваются серьезные философские проблемы. Образ Птаха олицетворяет не только душу, но и сознание. Именно сознательная сила божественного Слова является творческой силой, благодаря которой привносятся гармония, порядок в весь Космос и в наш маленький мир людей.
Интересно, что в гимне богу Нила Хепри Птах упоминается в связи с плодородием земли. В этом своем качестве Птах отождествлялся с другим богом - Хнумом, который тоже выступал в роли демиурга.
Птаха отождествляли со многими другими богами, женой его называли Сехмет, иногда и других богинь. Перевод слова «птах» - открывающий. Считалось, что он «отверзает уста» богов и открывает день при восходе Солнца. Можно предположить, что Птах олицетворял и открытие мира, познание. А то, что он плотно прикрыт - за исключением кистей рук и ступней - показывает, насколько плотен покров тайн, скрывающих от наших глаз истинную сущность бытия. Птах олицетворяет одновременно и неведомое и открытое. Ведь для египтян понятие тайны обычно сопутствовало представлениям о боге. Вот некоторые космогонические определения, которые они давали Птаху:
«Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он - царь истины. Он опирается на истину. Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире».
«Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух».
«Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он - тайна для своих творений».
«Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; имя Его - тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их».
«Бог есть жизнь, и лишь через него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и он вдыхает дыхание жизни в ноздри его».
Если глубинно созерцать подобные тексты, то мы однозначно примем утверждение о вере египтян не только во множество разнообразных богов, но и в единого Бога, олицетворяющего жизнь и разум и вечно присутствующего в мире. В таком случае и Птах предстает как одно из проявлений этого Бога, одно из имен его, лишь в малой части открытого людям.

ПТАХ (ПТА)

Образ этого бога и смысл, который был сопряжен с ним, во многом остаются загадочными. Он относится к числу наиболее древних богов и был всевышним покровителем города Мемфиса. Культ его был распространен в Нубии, Палестине, но прежде всего - в Египте, где он - около пяти тысячелетий назад - превратился в главного бога Египта, когда Мемфис стал его столицей.

Тогда начался первый период расцвета египетской культуры. Однако восстанавливать древнейшие представления о Птахе приходится по «Мемфисскому теологическому трактату» - надписи на монолите, сделанной около 700 г. до н. э. Но, по мнению специалистов, на монолите воспроизведен текст древнего папируса, написанного около 2500 г. до н. э.

В этом трактате Птах назван великим и огромным, унаследовавшим свою силу от всех богов и их духов. Мысль о творении, зародившаяся у Птаха, сравнивается с появлением Атума, солнечного света.

Девятка первобогов Атума возникла из его семени и пальцев, а Девятка богов Пта - это зубы и губы в этих устах, которые произносят названия всех вещей… Девятка создала видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что замыслено сердцем.

Создается впечатление, что данный миф объединяет две версии о сотворении мира: гелиополь-скую, в которой первенствует Атум, и мемфисскую. И если Атум творит материальный мир, то Птах - духовный (сердце в те времена считалось средоточием души).

Благодаря божественному слову была создана жизненная сила богов и людей. Так дана была жизнь добродетельному и смерть преступному. Так были сотворены всякие работы, всякие искусства, согласное движение рук, ног и всех членов по приказу, задуманному сердцем и выраженному языком.

И было сказано о Птахе: «Он, сотворивший все сущее и воссоздавший богов». Так было установлено и признано, что его могущество превосходит могущества других богов.

Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех пород деревьев, камня и глины, и приняли в них свой облик.

В этом мифе Птах выступает не только творцом и демиургом, но и культурным героем. Как творец, одухотворявший все сущее, он является одновременно мужским и женским первичным океаном, отцом и матерью Атума, сердцем и языком Эннеады (девятки первобогов) и Нефертемом, который находится у носа Ра.

Здесь мы вновь сталкиваемся с очень распространенным поверьем, что в божественном слове заключена необычайная творческая сила. Создание мира представлено как творение словом. Однако в отличие от более позднего библейского варианта, в данном случае как будто не сказано о сотворении из ничего. Существование материальных объектов не интересует автора (или авторов) мифа, они могли в принципе присутствовать, но без их осмысления, без их восприятия и обозначения словом они как бы остаются в небытии: без субъекта нет объекта.

В «Меифисском теологическом трактате», как видим, рассматриваются серьезные философские проблемы. Образ Птаха олицетворяет не только душу, но и разум (с нею нераздельный?). Именно сила разума - божественного Слова - является творческой силой, благодаря которой привносятся гармония, порядок в мир природы и мир людей.

Интересно, что в гимне богу Нила Хапи Птах упоминается в связи с плодородием земли. В этом своем качестве Птах отождествлялся с другим богом - Хнумом, который тоже выступал в роли демиурга. Но если Хнум изображался бараном или человеком с бараньей головой, то Птах представал в виде мужчины в плотно облегающем его одеянии, с посохом в руке.

Птаха отождествляли со многими другими богами, женой его называли Сехмет, а то и других богинь. Но почему его изображали в странном виде путника, закрытого одеждами? Этим он отличался от всех других богов. Ответ на вопрос может дать перевод слова «птах» - открывающий. Считалось, что он «отверзает уста» богов и открывает день при восходе Солнца. Можно предположить, что Птах олицетворял и открытие мира, познание (не потому ли он изображен как путник?). А то, что он плотно прикрыт - за исключением кистей рук и ступней - показывает, насколько плотен покров тайн, скрывающих от наших глаз истинную сущность бытия.

В таком случае Птах должен олицетворять одновременно и незнание (неведомое) и открытие. Ведь для египтян понятие тайны обычно сопутствовало представлениям о боге. Вот некоторые определения, которые они давали богу:

«Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух».

«Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он - тайна для своих творений».

«Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; имя Его - тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их».

«Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он - царь истины. Он опирается на истину. Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире».

«Бог есть жизнь, и лишь через Него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его».

Если исходить из подобных текстов, то создается впечатление о вере египтян не только во множество разнообразных богов, но и в единого Бога, олицетворяющего жизнь и разум и вечно присутствующего в мире. В таком случае и Птах предстает как одно из проявлений этого Бога, одно из имен Иго, лишь частично, лишь в малой части открытого людям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник: http://egyptian-pharaohs.net/ptach.php.

  • бог птах в древнем египте
  • птах бог древнего египта
  • миф о боге пта
  • бог птах бог чего

бог птах в древнем египте

Птах

Птах или Пта, - одно из имен Бога-Творца в древнеегипетской религиозной традиции. Так, различным проявлениям Единой Божественной природы древние египтяне давали различные имена, символическим образом их выражавшие. Каждому имени соответствовал и свой иконографический канон. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». К имени Птах часто прилагался эпитет «Тот, Кто за южной стеной», (юг в египетской символике - образ вечности), иным словом Птах - это Бог по ту сторону творения, Тот, Кто в вечности, Бог Сам в Себе, Творец за пределами Своего творения. В 647 речении «Текстов Саркофагов» содержится речение от имени Птаха: «Я Тот, Кто к югу от Моей стены, повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель (неба и земли - прим.), творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моем, достоинство Мое в руках моих, Я - Господь». Центром почитания Птаха был город Мемфис. Своеобразным образом таинственного и непостижимого бытия Птаха было само расположение Мемфисского храма Птаха - вне стен города, за южной стеной. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии, Палестине, на Синае.

Согласно «Памятнику мемфисской теологии» - богословскому произведению мемфисских жрецов, фиксирующему по видимости более древнее предание, Птах - демиург, Бог Творец, создавший первых восемь богов, (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары: Нун и Нунет (бездна), само же употребление пары имен, мужского и женского - символическое указание на способность рождать жизнь; Хух и Хухет (неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность), Кук и Кукет (тьма, также обладающая потенциями творения); Амон и Амонет (безвидность, отсутствие определенного образа - не путать с именем Творца Амон) из которых Он творит мир и все в нём существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком (произнеся Словом). От Птаха произошли Свет и Правда, также Он - создатель царства (царственности, как принципа организации жизни).

Имя Птах практически не встречается в ритуальных текстах (текстах пирамид), где употребляется в основном имя Ра или Амон Ра (Незримое Солнце). Зато от имени Птах производится множество личных, человеческих имен (напр. имя известного древнеегипетского мудреца Птахотепа). В одном имени почиталась иноприродность Бога миру людей, в другом - единоприродность. Таким парадоксальным образом выражалась мысль о том, что человек одновременно причастен и божественному бытию и земному, одновременно и тварь и сын Бога. Так, умерший, по мысли древних египтян претендует на соединение с Богом именно в силу своей единоприродности с Ним (Амон Ра - Бог, раскрывающий Себя в Своем творении, которое с Ним соединено (а люди произошли из слезы Его). В имени же Птах египтянин чтил именно Божественную запредельность, Его иноприродность Своему творению, и человек является самовластной «иконой», этого Самовластного Невыразимого Божества.

Источник: http://egyptian-pharaohs.net/ptach.php

птах бог древнего египта

Птах (Пта) - бог-творец и глава богов, являвшихся его воплощениями. Покровитель искусств и ремесел. Муж Маат, Баст или Сехмет. Центр культа - Мемфис. Верховный жрец Птаха носил титул "начальника ремесленников.
Пта, Птах - один из древнейших богов древнеегипетского пантеона, бог искусств и ремесел, а в мемфисской космогонии - бог-творец. Птах создал мир «сердцем и языком»: он называл имена всех предметов, и те появлялись. Древнеегипетский город Мемфис был одним из центров художественного творчества, которому покровительствовали жрецы храма Птаха. Культ Птаха имел общеегипетский характер, был распространен также в Нубии. Палестине, на Синае. Птах изображался в виде человека в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». Согласно богословским произведениям мемфисских жрецов (т. н. «Памятник мемфисской теологии»), Птах - демиург, создавший первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) «языком и сердцем», задумав творение в своем сердце и назвав задуманное языком. Он состоит во главе мемфисской эннеады (девятки) богов. Глава гелиопольской эннеады Атум также происходит от Птаха, т. о. к Птаху восходят и девять богов Гелиополя. Птах считался покровителем ремесел (поэтому в Древней Греции он отождествлялся с Гефестом), искусства, а также богом истины и справедливости. Женой Птаха была Сехмет, сыном - Нефертум. В поздний период его сыном называли также Имхотепа (мудреца и врачевателя, обожествленных верхов, сановника фараона Джосера и строителя его пирамиды, 28 в. до н. э.). Женами Птаха иногда называли также Маат, Баст, Тефнут, Хатор. Душа Птаха - Апис, язык - Тот. В имени Птах-Татенен с Птахом был отождествлен бог земли Татенен.

Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация | Вход

Copyright MyCorp

Источник: http://istorya.my1.ru/publ/2-1-0-38

миф о боге пта

Амон - бог солнца Древнего Египта. Атум Ра Хепри. Пта

Сотворение мира в сказаниях древних Египтян имеет несколько вариантов. Бог, сотворивший мир в них называется по разному.

Бог Атум Ра Хепри

Гелиопольское сказание утверждает, что творцом мира является Атум - бог Египта. Атума отождествляли с богом Ра, а также с Хепри. Поэтому можно часто встретить имена Атум Ра или Атум Ра Хепри. Атум Ра считался богом солнца, и согласно легенде дал жизнь другим богам.

Первобытный хаос Нун, представлялся древним египтянам бескрайним водным пространством, погруженным во тьму… Из Нуна и возник солнечный бог Египта Атум Ра Хепри, а лучи его глаз рассеяли первобытную тьму. Затем он создал высокий холм, вершина которого поднялась над водой. Так появилась первая суша.

Из дыхания бога Атума Ра возник его сын Шу - воздух, а из слюны - дочь Тефнут - влага. Шу и Тефнут породили бога земли Геба и богиню неба Нут. Геб и Нут сочетались браком и произвели на свет Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду.

Бог Пта

В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. Творец мира бог Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, искусства, движение рук и ног, согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей".

Главные боги древнего Египта, созданные богом Пта, были его собственными воплощениями. В египетской мифологии есть еще одна версия сотворения мира, возникшая в городе Шмуну, - "Город Восьми". Согласно ей прародителями всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей. Они обитали в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо. Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом. "Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито".

Бог солнца Амон Ра

В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта становится город Фивы. Главное фиванское божество - бог солнца Амон. В "Большом гимне Амону" говорится.

Отец отцов и всех богов,

В мифе о боге Амоне Ра объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале существовал бог Амон Ра в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые в Иуну породили Ра и Атума, а в Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивы и там умерли.

О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не упоминается. По одной версии люди возникли из слез бога Амона Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов "слезы" и "люди", по другой - людей слепил из глины бог Хнум.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Первобытный хаос - Нун, представлялся древним египтянам бескрайним водным пространством, погруженным во тьму… Из хаоса возник солнечный бог Хепри-Атум-Ра, и лучи его глаз рассеяли первобытную тьму. Затем он создал высокий холм, вершина которого поднялась над водой. Так появилась первая суша.

Из дыхания бога возник его сын Шу - воздух, а из слюны - дочь Тефнут - влага. Шу и Тефнут породили бога земли Геба и богиню неба Нут. Геб и Нут сочетались браком и произвели на свет Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду.

Данный вариант мифа о сотворении мира возник в египетском городе Иуну, что значит "Город столбов". Священный столб-обелиск был частью солнечного культа. Каждое утро солнечные лучи озаряли вершину обелиска, и начинался новый день. В городе Иуну обелиск пользовался особым почитанием, как символ первозданного холма, созданного солнечным богом Ра.

В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. Бог-творец Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов в их святилища. Возникли всякие работы, искусства, движение рук и ног, согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность всех вещей".

Главные боги древнего Египта, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В египетской мифологии есть еще одна версия сотворения мира, возникшая в городе Шмуну, - "Город Восьми". Согласно ей прародителями всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей. Они обитали в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо. Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом. "Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито".

В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта становится город Фивы Главное фиванское божество - бог солнца Амон. В "Большом гимне Амону" говорится.

Отец отцов и всех богов,

Поднявший небо и утвердивший землю,

Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст

Царь, да живет он, да здравствует,

Да будет благополучен, глава всех богов

В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира. В нем рассказывается, что в начале существовал бог Амон в образе змея. Он создал восемь великих богов, которые в Иуну породили Ра и Атума, а в Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивы и там умерли.

О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не говорится. По одной версии люди возникли из слез бога Ра (объясняется это сходным звучанием египетских слов "слезы" и "люди", по другой - людей слепил из глины бог Хнум.

Тем не менее египтяне верили, что люди - это "паства бога" и что бог создал мир для людей. "Он создал для них небо и землю. Он уничтожил беспросветную тьму воды и создал воздух, чтобы они могли дышать. Он создал для них растения, скот, птиц и рыб, дабы их питать". Следует заметить, что практически во всех преданиях, легендах и мифах - это является общим…

Птах (Пта; Птех) — один из высших богов-создателей всего мира, покровитель мастеров и ремесленников, бог творения. Рассказывается, что он создал Солнце, Луну и звезды. Согласно представлениям египтян Птах создал мира «сердцем» и «словом», что указывает на проявление его в качестве божественного глагола.

Птах как демиург в одном случае приписывается своему творению и Вселенной, а в другом выражается запредельным ему и человеку.

В отличие от других центров, где творцами выступали , или , в Мемфисе — создателем всего сущего был Птах.
Священный бык Апис был связан с Птахом и представлял собой его внутреннюю сущность или «Ка». Жена Птаха — неистовая солнечная богиня-львица , покровительница войны. Нефертум бог растительности является сыном Птаха и Сехмет.

Изображался Птах в образе стоящего человека, облаченного в погребальный саван, открывающим только руки и голову, в правой его руке находится жезл власти «Уас»; иногда в левой руке присутствует крест жизни «Анкх», а также столп «Джед» — символ плодородия. Он мог иметь синий, небесный или зеленый цвет кожи.
Его имя использовали в своем составе многие фараоны и аристократы, одним из самых известных является египетский мудрец Птаххотеп.
Почитание бога-творца было широко распространено во всем Египте между людьми различных сословий.
Главным центром его культа является Мемфис, однако были и другие области за пределами страны долины Нила, в которых ему оказывалось должное почтение, это Синайский полуостров, Палестина, Нубия.

Титулы: «Тот, кто за южной стеной» (то есть, тот, который был в безвременье, вечности); «Творящий словом» и «Творец душ» (эти эпитеты он употребляет к себе сам в древних текстах); «Господин Мемфиса»; «Ухо, которое слышит (от него нельзя ничего утаить).

Энергетический канал Птах

Что же дает канал бога-Птаха:

  1. Помогает в творчестве, сочинительстве, создании чего бы то ни было, в том числе произведений искусства, однако придерживается границы, когда можно в творчестве уйти в крайности.
  2. Птах отвечает за перевод энергии из духовного в материальное состоянии, представляя собой творящее начало.
  3. Раскрывает сердечный центр или Анахата-чакру и горловой Вишуддху-чакру, создавая в теле превосходное чувство восторга.
  4. Способствует вдохновению, исполнению желаний.
  5. Развивает состояние творческой гармонии.
  6. Способствует преображению и пребыванию в состоянии вдохновения, а также его реализации, то есть все чувства и душевные порывы облекаются в некий материальный объект и некоторое выражение себя во вне.

Подключение энергии происходит по технологии . Канал дается навсегда.

Опыты людей после инициации

«С самого начала почувствовала, что моя голова стала больше в размерах))) И внутри головы началась вибрация, как будто туда переместилось сердце. Затем на протяжении всего посвящения чувствовала давление на макушку головы, а внутри груди распирало от какого-то приятного чувства (до сих пор не могу его определить).
Были образы, что я стою на верху горы или скалы, а передо мной внизу виден как на ладони каменный город и вокруг него пустыня. За моей спиной еще кто-то был, но сколько я не поворачивалась, увидеть его не могла. Он мне говорил, что нужно смотреть внимательно и заметить изменения. Я всё спрашивала, а что я должна увидеть, а он мне — что надо терпеливо наблюдать. Я так стояла, всматривалась в город, пытаясь что-то увидеть, но ничего не было. Потом настала ночь. И я сказала, что теперь точно ничего не увижу. А он сказал, что ночью будет еще заметнее. Я продолжала стоять и смотреть, а потом неожиданно поняла, что изменения происходят во мне (вот тогда четко почувствовала это распирающее чувство в груди). Я была рада, что наконец-то получилось и хотела это рассказать ему, но вокруг никого не было. И тогда я уже вернулась в эту реальность».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия