Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия

Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций.

Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Обычно историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу созидание, творческие способности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.

И этому обожествленному человеку гуманистов реформистами противопоставлялась идея полного ничтожества человека перед Богом, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Они испытывают презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к науке.

Реформация - это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии. Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

Термин «Реформация» выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. Ф.Энгельс определил революционизирующее протекание реформаторского движения как первую решающую битву европейского мещанства против феодализма. Эта характеристика относилась немецкой Крестьянской войне, однако аналогичные революционные черты содержатся в каждом антифеодально ориентированном реформаторском движении, ибо в нем отражаются освободительные интересы наступающего мещанства, рождавшегося класса буржуазии.

Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся двумя путями: с одной стороны, через Ренессанс, а с другой - через европейскую реформацию. Оба течения отличаются друг от друга способами критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость уничтожения средневековой философии и идеологии, выступают как проявление ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии нового времени. Течения имеют общую историческую основу - оба постепенно «вызревают» в недрах феодализма с его натуральным производством.

Совершенствование орудий труда и специализация вели к зарождению множества поселений и городов, которые быстро росли и развивались, постепенно освобождаясь от гнета феодалов, становились независимыми. Потребность в развитии производительных сил дает толчок опытному познанию природы, а потребность в свободном труде независимого работника порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинствах.

Универсальным выражением этих потребностей стал гуманизм Возрождения, однако культура, науки, учения были доступны узкому кругу людей и не могли способствовать победе нового строя.

Крупные культурно-исторические сдвиги в Европе XV-XVI вв. нашли отражение в определении: эпоха Возрождения, или Ренессанса . Она выросла из феодализма. Уже в XIII в. наблюдаем отдаленные предпосылки Возрождения. В северных итальянских городах бурно развиваются ремесла, ведется активная политическая борьба между городами-республиками и монархией (монархия в тот период прогрессивна, поскольку ликвидирует раздробленность). Жизнь человека обесценивается. Это время называют “временем плаща и кинжала”. Поэтому одной из причин Ренессанса была попытка возрождения человеческого достоинства. Появлению новых взглядов на человека и окружающий мир способствовали кризис традиционного католичества, развитие торговли, естествознания, великие географические открытия и другие факторы.

Термин “Возрождение” - означает возврат к образцам высокой классики Греции и Рима. Впервые введен в XVI в. Д. Вазари. Это - возрождение античного идеала прекрасного, гармоничного человека. Это время творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Ренессанс создал новую концепцию человека, в которой соединены идеи христианства (бессмертие души) и античности (человек - часть природы), и отсюда - тело -храм прекрасной души. Неслучайно поэты и философы-вольнодумцы той эпохи (Э. Роттердамский, Т. Мор, Бокаччо, Петрарка, Салютати и др.) стали называться гуманистами (от латинского “гуманус” - человеческий, человечный). В их трудах человек становится не просто “божьей тварью” или “рабом божьим”, как было принято в католической традиции, но творцом, самостоятельной личностью.

Возрождение делится на периоды: 1. Проторенессанс (предвозрождение) - вторая половина XIII - XIV вв. 2. Раннее Возрождение (кватроченто) - XV в. 3. Высокий Ренессанс (чинквеченто) - конец XV - первая треть XVI вв. Наиболее яркое воплощение идеи и образы той эпохи нашли в искусстве, прежде всего, итальянском.

Итальянское Возрождение началось с флорентийского поэта А. Данте. В своей “Комедии”, названной впоследствии «Божественной», он обличал пороки своего времени, впервые после средневековья воспел любовь. В работах художников, скульпторов этой поры царит гармония, они эмоциональны, главное действие - на первом плане, детали четко прописываются (Джотто, Донателло, да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне - в их работах преобладают библейские сюжеты; Тициан, завершающий итальянское Возрождение, был ярчайшим портретистом).

Северное Возрождение носило самобытный характер, проявилось прежде всего в культуре Нидерландов и Германии. Основными идеями были гармония, гуманизм, совершенство. Представители северного Возрождения оказались более философичны, считали, что Бог и природа едины. У античности заимствовали идею самопознания. Живопись северного Ренессанса представлена именами братьев ван Эйк, Г. Мемлинга, И. Босха, П. Брегеля, А. Дюрера и др. Среди представителей французского Возрождения необходимо отметить Ф. Рабле, одного из первых миротворцев. Среди постоянных войн в Европе, он говорит, что нет ничего лучше мира и спокойствия. Его гуманизм до Реформации имел колоссальное воздействие на Европу.


Эпоха Возрождения началась с литературы, ею и закончилась. Это было время В. Шекспира (создателя всемирно известных трагедий “ Гамлет”, “Король Лир”, “Отелло”, исторических пьес “Генрих IV”, “Ричард III”, сонетов), Лопе де Вега - основателя испанской национальной драмы (“Собака на сене”, “Учитель танцев”), М. де Сервантеса (“Дон Кихот”).

Благодаря развитию естествознания и техники, в трудах таких “титанов мысли”, как Г. Галилей, Л. да Винчи и др., в XVII вв. происходит переход от средневековой схоластики и учености к собственно науке , т. е. самостоятельной, не связанной с богословием, области духовно-практической деятельности, для которой характерны логика и доказательство - в теории и их проверка с помощью опыта и эксперимента - на практике.

Ренессанс, несмотря на его революционность, глубину и яркость, коснулся в основном части интеллектуальной и художественной элиты, но этого было еще не достаточно для коренной модернизации западно-европейской культуры. Началом же переворота в социальной психологии и мировоззрении миллионов людей стала Реформация. Если философы и писатели -гуманисты отважились возрождать идеалы языческой Греции, то для простого народа оказалось ближе возрождение идей первых христиан, которое провозгласила религиозная реформация.

Реформация была попыткой преодолеть влияние католической церкви и противоречий раннебуржуазной культуры. Ее идеологом выступил тогда еще неизвестный монах М. Лютер, который в 1517г. прибил к дверям церкви в Виттенберге “95 тезисов”, в которых осуждал католическую церковь и папство. Он потребовал возврата к нравственным принципам первоначального христианства с присущими ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Лютер отверг ложное деление общества на священничество и мирян, ибо ни о священничестве, ни о папстве в Библии нет ни слова. Он считал, что папа является предводителем ученых шарлатанов и мошенников, самозванных посредников между человеком и Богом, которые не помогают, а мешают его общению с Творцом.

Лютер отверг большинство таинств, составляющих католический культ и обрядность, святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам - разновидность церковной магии. Считал, что спасение возможно только посредством перенесения веры из сферы внешнего благочестия во внутреннее пространство сознания, в личное верование человека. Благодаря личной вере для человека открыта возможность интимного общения с Богом. Лютер настаивал на праве каждого верующего иметь собственное понимание Писания, на свободе совести. Чтобы обеспечить это понимание, он сам перевел Библию на немецкий язык, заложив основы немецкого литературного языка. Этим он сделал Библию доступной для народа и способствовал развитию потребности в грамотности.

Реформация заняла достаточно большое время. Продолжателем дела Лютера в Швейцарии стал Ж. Кальвин, основавший мощное течение - протестантизм. Он еще больше упростил христианский культ и богослужение, придав церкви республиканский характер (выборность руководства церкви мирянами, отделение ее от государства);призвал предельно ограничить свои жизненные потребности, отказаться от земных удовольствий. Главными ценностями Кальвин считал бережливость и постоянный, упорный труд, совершенствование своего профессионального мастерства и изучение Библии. Праздное времяпровождение - большой грех. Эти идеи легли в основу протестантской этики - нового комплекса мировоззренческих установок и нравственных норм, более всего приемлемых городским населением. Поскольку ведущей силой в городах становилась активно формирующаяся в это время буржуазия, важным элементом протестантской этики стала идея неприкосновенности, “святости” частной собственности. Стремясь к возрождению раннехристианских идеалов, Реформация невольно способствовала развитию совершенно нехарактерного для них культа стяжательства.

Таким образом, Ренессанс и Реформация стали началом и продолжением культурной революции , которая завершилась в эпоху Просвещения (XVII - XVIII вв.). Она означала коренную модернизацию (обновление) западной культуры, закрепление в ней меркантилизма, рационализма, гуманизма и других ценностных ориентаций, которые стали основой духовной жизни индустриально-буржуазной новоевропейской цивилизации .

Древнерусская культура

Историю древнерусской культуры можно разделить на следующие периоды: 1) докиевский (VI-IХ вв.), 2) киевский (IX-XII вв.), 3) удельный (ХII-ХV вв.) и 4) московский (XV-XVII вв.).

В VI-IX вв. происходит экономическая, культурная и политическая (в т.ч. насильственная) консолидация полян, древлян и других восточнославянских союзов племен, которые вместе с рядом неславянских народов (весь, меря, мурома, чудь)в 882 г. объединились в древнерусское государство - Киевскую Русь. Ядром восточнославянской культуры было язычество, наложившее отпечаток на всю последующую историю отечественной культуры. К сожалению, русских письменных источников той поры практически не сохранилось. Поэтому реконструкция картины духовной жизни докиевской Руси (по археологическим, фольклорным, более поздним русским летописным и другим данным)представляет известные трудности.

С 1950-х гг. ученые спорят о подлинности “Велесовой книги” - священных текстов новгородских волхвов IX в., которые дают достаточно широкое представление о верованиях и истории древних славян, их предков и других народов Европы и Азии со II тысячелетия до н.э. В последние годы опубликованы несколько полных переводов этого выдающегося памятника отечественной культуры, по своей эпической масштабности, религиозно-ценностной глубине и поэтической выразительности сопоставимого с Ветхим Заветом или Ведами.

Но и помимо “Велесовой книги” на сегодня достаточно данных, на основании которых восточных славян можно характеризовать как высокоорганизованное сообщество, жившее богатой духовной жизнью, имевшее устоявшиеся и глубоко проработанные мифологию и культ, письменность и другие элементы культуры.

IX-XII вв. - период становления и расцвета Киевской Руси, перехода от патриархальных к раннефеодальным отношениям, традиционному обществу. По типу развития Русь была близка к другим европейским государствам. В то же время особенности климата и другие факторы способствовали формированию специфических черт русской культуры: общинной психологии и др.

Особенностью Киевской Руси (что отмечалось во многих западноевропейских исторических хрониках)было сравнительно большое количество городов, среди которых выделялись Киев, Чернигов, Смоленск, Псков, Ладога, Новгород. Возникая как административные и торговые центры, города становились крупными культурными пунктами. Широкое развитие получают виды оборонительной архитектуры (кремлевское строительство), сначала деревянной, а затем и каменной. Города становились также центрами художественных ремесел, среди которых наибольшую известность имели ювелирные, золототкачество, искусная ковка и др. Мировую славу получают изделия русских мастеров в технике перегородчатой эмали, скани, черни. Торговля способствовала взаимодействию древнерусской с византийской, западноевропейской и другими цивилизациями.

Вместе с расширением зарубежных связей среди знати и горожан начинает распространяться христианство. Этому способствует создание в конце IX в. православными проповедниками Кириллом и Мефодием новой славянской азбуки, удобной для перевода греческих христианских текстов и постепенно вытеснившей более ранние виды письменности. В 988г. Святой Владимир провозглашает православие государственной религией. Крещение Руси сделало ее полноправным участником истории христианского мира и одним из законных наследников античной культуры.

Св. Владимир положил начало школьному образованию. Богослужение на славянском языке стимулирует развитие церковной литературы и книжного искусства (самый ранний экземпляр русской книги - Остромирово Евангелие XI века). С XII в. широкую известность получают исторические сочинения переводного характера, прежде всего - византийские исторические трактаты. Самым важным из оригинальных жанров светской литературы в Киевской Руси становится летописание, оформившееся в X-XI вв. Наиболее ранняя из дошедших до нас летописей - “Повесть временных лет” - написана в начале XII в.

К важным культурным результатам христианизации Руси можно отнести широкое церковное строительство. Сохранившиеся каменные храмы того периода представляют прекрасные образцы зодчества Древнерусского государства (например, знаменитые Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке XI в.). Уже тогда они были богато оформлены многочисленными фресками, мозаиками, орнаментами.

В X-XII в. развивается музыкальное искусство. На базе церковного хорового пения формируется знаменитый русский распев, просуществовавший до XVIII в. Появляется нотное письмо - “крюковые ноты”. Широкое распространение получают музыка и танцы.

Таким образом, в этот период отечественная культура формируется как единая древнерусская, впитавшая в себя богатое наследие христианско-византийской культуры.

Удельный период XII-XV вв. , или период феодальной раздробленности, в свою очередь, распадается на два этапа в развитии Руси, гранью между которыми является монгольское завоевание, северо-восточных и разорение южных княжеств (1237 - 1240 гг.). Первый из этих этапов, несмотря на междоусобицы и частичный распад культурных связей, в целом характеризуется бурным расцветом культуры.

Не утратив единых корней и традиций, но развиваясь в самостоятельных удельных княжествах, она приобретает большее разнообразие. Так, складываются владимиро-суздальская и новгородская живописные школы. Первую отличают изящество формы, богатый колорит и нарядность фресок и икон. Для второй характерны укрупненность форм, суровость и внушительность образов святых, специфическое контрастное сочетание белого, красного, синего и зеленого цветов.

Шедеврами не только древнерусского, но и мирового искусства считаются два памятника XII в. - церковь Покрова на р. Нерли и “Слово о полку Игореве”. В последнем красной нитью проходит идея необходимости восстановления единства Руси перед лицом грозных соседей - кочевников.

История отечественной культуры второй половины XIII - конца XV вв. связана с последствиями татаро-монгольского завоевания. Особенно пострадали русские города как центры материальной культуры народа. Временно прекратилось каменное строительство, были утрачены секреты целого ряда художественных ремесел, сократились масштабы книгописания и летописания.

Однако постепенно преодолеваются разрушительные последствия трагических событий и основным фоном в развитии культуры становится тема объединения страны, преодоления феодальных распрей и необходимости освобождения от татаро-монгольского ига - тема патриотизма. С XIII в. широкое развитие получили исторические и воинские повести, в которых отражались отдельные эпизоды татарского нашествия и борьбы с немецко-шведской агрессией (“О битве на Калке”, “Житие Александра Невского” и др.). Возрождается летописание в главных экономических центрах:Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах; продолжается в Новгороде и Пскове. Победа в Куликовской битве(1380г.) привела к появлению двух чудесных памятников русской литературы: “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”.

Возвышению Москвы, началу государственного собирания земель под ее эгидой способствовал процесс определения самостоятельности (автокефальности) русской православной церкви, а после взятия Константинополя турками в 1453 г. - перемещение центра православия в Москву.

В XIV-XV в.в. интенсивно шло каменное строительство городов, особенно в северо-восточных землях (обустройство Москвы).

В книгописании, деловой документации появляется новый вид письма - полуустав, а в конце XIV в. - скоропись. На смену бересте приходит бумага.

На базе монастырей идет формирование библиотек (например, библиотека Кирилло-Белозерского монастыря). Появляются трактаты, содержащие наблюдения в области астрономии, космографии, прикладной математики, медицины и др.

В росписи церквей, иконописи, значительный след оставили замечательные живописцы того времени: Феофан Грек, Алексей Петров, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный.

Таким образом, основным содержанием отечественной культуры этого периода стала борьба за государственную независимость. И, в тоже время, ранее единая древнерусская культура постепенно разделяется на три большие, самостоятельные ветви: великорусскую, белорусскую, и украинскую.

Дальнейший этап истории отечественной культуры связан с процессом создания Московского государства и охватывает период конца XV- XVII веков .

Процесс образования централизованного государства приводит к усилению светского содержания культуры: она теснее связывается с политическими задачами общества. Это нашло свое отражение в создании русской публицистики - господствующего направления в литературе XVI в. Она решала 2 основные задачи: обоснование претензий Москвы как преемницы традиций киевского и владимирского периодов истории Руси в соперничестве с Новгородом; другой задачей являлась поддержка складывающейся самодержавной власти вместо прежних феодальных институтов (церкви, родового местничества и др.) в централизованном государстве.

Широкое распространение получает сформулированная в начале XVI в., в послании игумена Филофея Великому князю Василию III, идея о Москве - преемнице великих мировых христианских империй -Римской и Византийской (теория “Москва-третий Рим”).

Венчание на царство Ивана IV в 1547г. становится воплощением этих политических идей. Отражением соперничества с Москвой Новгорода стала повесть о “Новгородском белом клобуке”, многочисленные ереси конца XV века.

Идея самодержавной власти, обоснованная в сочинениях И.С. Пересветова (сер. XVI в.), получает свою кульминацию в письменной полемике Ивана IV Грозного с бывшим его сторонником А. Курбским в 60-70 гг. XVI в. Летописи этого периода также принизаны идеей необходимости сильной царской власти (Воскресенская, Никоновская летописи, “История о Казанском царстве” и др.).

Большое влияние на расширение числа сочинений оказало начало книгопечатания под руководством Ивана Федорова в 1564 г. Это позволило литературе выйти за рамки церковной и превратиться в литературу учебную. Многие поколения русских людей учились грамоте по Пластырю, Часослову, грамматике Ивана Федорова и др. С возрастанием значения науки появляются практические руководства: “геометры”, “арифметики”; в области медицины - лечебники, травники и т.д.

В XVI в. происходит дальнейшее развитие русской музыкальной культуры (исторические, бытовые песни). Складывается новый песенный стиль (расширение звукового объема, усложнение мелодии, многогласие и др.).

В городской архитектуре появляются каменные жилые дома бояр и крупных купцов. Коренным образом меняется московский Кремль, где совместно работали русские и итальянские мастера. Наиболее известным был Аристотель Фиораванте. В конце XVI в. приходит расцвет шатровой архитектуры (собор Василия Блаженного в Москве, церковь Вознесения в Коломенском и др.). В XVI в. в оформлении книг господствует московская школа миниатюры.

XVII век продолжил тенденцию формирования общенациональной культуры. Борьба за государственную независимость в период “смутного времени”, приоритет самодержавной власти, дальнейшее подчинение церкви государству - формировали национальное самосознание, а социальный протест в обществе принимал формы крестьянских восстаний (И. Болотников, С. Разин), церковного раскола (вызванного реформой - патриарха Никона в сер. XVII в.).

В культуре XVII в. заметное место занимало распространение просвещения. Усложнение государственного управления также требовало грамотных людей. Начинают формироваться первые элементы начального образования (частное и семейное). Появляются учебники (букварь В. Бурцева, грамматика М. Смотрицкого, печатная таблица умножения и др.). В 1687г. было основано Славяно-греко-латинское училище (будущая академия). Значительно увеличилось количество библиотек, не только при монастырях, но и у частных лиц (знаменита была царская библиотека).

Продолжается развитие исторической мысли. Предпринимаются попытки создать официальную историю на основе летописей, как общегосударственную (“Новый летописец”, “Степенная книга” и др.), так и региональную (“История Сибирская”). Освоение новых территорий приводит к появлению географических описаний (Сибири, Дальнего Востока, Урала).

К XVII в. относится возникновение театра (1672г.), но он не сыграл пока своей роли в отечественной культуре.

В музыке и песенном творчестве меняются формы музыкального и поэтического выражения. Наибольшее развитие получила лирическая песня в хоровом выражении. В церковном пении утверждается знаменитый многоголосый стиль. Получает распространение органная музыка.

Церковное строительство по-прежнему определяло отечественную архитектуру, хотя оно все более наполняется светским содержанием (церковь Успенья на Покровке, Никола Большой крест в Москве). В иконописи формируется строгановская школа, для которой были характерны небольшой размер и уточненная миниатюрность письма. Крупнейшим художником конца XVII в. был Симон Ушаков, художественный руководитель Оружейной палаты, важного культурного центра Московского государства.

Прикладное искусство отмечено большой живописностью: чекан, растительный орнамент, эмали со сканью, обилие драгоценных камней и жемчуга, финифть и мн.др.

Таким образом, к концу периода главным итогом развития отечественной культуры становится ее общенациональный характер, который стал включать в себя все многообразие региональных культур.

В заключение остановимся на нескольких моментах, связанных с цивилизационным анализом отечественной истории. К концу рассматриваемого периода достаточно четко обозначилась специфика российской цивилизации . Она не стала индустриальной, оставаясь преимущественно традиционной. Если в Западной Европе процесс модернизации приходится на XVI-XVIII вв., то в России она происходит “скачкообразно”, начиная с XVIII в., и продолжается до сего дня. Традиционные черты русской культуры (коллективизм, стремление к справедливости, религиозность, приоритет духовных ценностей перед материальными и др.) обнаруживают поразительную устойчивость.

В то же время, формирование в конце XV в. - начале XVI в. централизованного Московского государства (тогда же появляется его самоназвание - Россия) ознаменовало новый, по сравнению с древнерусским государством, этап отечественной истории, путь не похожий на рождение (в это же время) новоевропейский цивилизации, но сопоставимый с ним по масштабам. Россия, по сравнению с Русью, это - новая территория, новый этнический состав и, конечно, новые ценности. Последние очень противоречивы. Это: самодержавие и соборность (например, в форме Земских Соборов), религиозное мессианство (предназначение Москвы - “третьего Рима” - спасение мира с помощью православия) и патриотизм, и т.д. Российская система ценностей трудносопоставима как с восточной, так и с западно-европейской. Так, для России было незнакомо понятие гуманизма (как свободы личности). С другой стороны, здесь не было и инквизиции, отправившей на костер миллионы еретиков и “ведьм”. Специфика российской системы ценностей в русской религиозной философии конца XIX-XX вв. была обозначена понятием “русская идея” (см. тему III). О том, что же именно она из себя представляет, философы и культурологи спорят до сих пор.

Библиографический список

Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е. В. Попов. М.: ВЛАДОС, 1995. С. 80-160.

Велесова книга: Пер. с древнерус. и коммент. А. И. Асова. 2-е изд. М.: Менеджер, 1995. С. 192-258.

Запад и Восток: традиции и современность: Курс лекций для негуманитарных специальностей / С. Г. Галаганова и др. М.: Центр, 1999. С. 115-203.

Культурология: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 1999. С. 115-203.

Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Г. В. Драча. Ростов–на-Дону: Феникс, 1995. С. 141-213.

Мартынов В. Ф. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. Минск: Тетра Системс, 1997. С. 82-177.

Очерки истории мировой культуры: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Калашникова. СПб: С.- Петерб. электротехн. ун-т, 1993. С. 3-65.

С XV века в социально-экономической и духовной жизни Запада произошел ряд общественных изменений, ознаменовавших начало новой эпохи, которая вошла в историю как эпоха Возрождения . Новая эпоха представляла собой период возрождения античной культуры, античного образа жизни, отсюда и пошло название Ренессанс, то есть Возрождение. В действительности, ренессансная культура являлась синтезом античности и средневековой культуры .

В XIV-XV вв. широкое развитие получили:

    Товарно-денежные отношения

    И появились элементы новой, капиталистической хозяйственной системы.

Италия вступила на этот путь первой, чему способствовали:

    высокий уровень урбанизации Северной и Центральной Италии,

    подчинение деревни городу,

    широкий размах ремесленного производства, торговли, финансового дела ориентированного

на внутренний и внешний рынок.

Перемены в умонастроениях общества были связанны прежде всего с процессом секуляризации – освобождения человека от влияния религии и церковных институтов культурной и общественной жизни.

Идеологией Возрождения стал гуманизм, означающий на первых порах комплекс знаний о человеке, его месте в природе и обществе.

В последующие века содержание гуманизма значительно расширилось. Усилилось влияние гуманистических идей в первые 10 лет в XIV веке благодаря книгопечатанию.

Главным в гуманистическом мировоззрении стало признание высокого достоинства человеческой личности и ее творческих способностей. Гуманистическая идея активной жизнедеятельности человека никак не совпадала с проповедью пассивности и терпеливости ожидания божьей милости. Гуманизм решительно порвал с аскетической этикой католицизма.

Складывалась новая мораль :

    оправдывает «честное обогащение»,

    утверждает радости мирской жизни,

    поднимает престиж семьи,

    поднимает уважение сограждан,

    упоминание и слава в памяти потомков,

    утверждает высокую нравственную роль труда,

    ценит творческую, созидательную роль человека,

    новым было оправдание накопительства, которое приносит пользу обществу и служит основой достойной жизни членов общества,

    осуждают ростовщичество и страсть к стяжательству, неумеренное расточительство,

В отличие от средневековой традиции они не читали бедность атрибутом нравственной жизни!!!

Их идеи подготавливали почву для формирования буржуазной этики.

Гуманизм сформировался в переходную эпоху, отделявшую средневековье от нового времени. Объективно его задача состояла в том , чтоб подготовить почву для свободного развития науки, отделив ее от религии, освободив тем самым социальный и экономический прогресс в странах Европы. Однако завершить этот процесс стало возможным лишь в эпоху нового времени, в XVII-XVIII вв., и не в Италии , где он был прерван католической реакцией и общим упадком страны, а в других странах, вставших на путь капиталистического развития.

XV - XVI вв. - время создания централизованных государств в Западной Европе. В это время католическая церковь пыталась встать выше светской власти, но в ряде стран папские права были ограничены, особенно это проявилось в Германии.

Необходимость церковной реформы признавалась всеми социальными слоями страны.

Сложное внутреннее положение Германии, в том числе бурный экономические и социальный подъем в обстановке неблагоприятных условий национального развития, явилосьпричиной Реформации – события общего для ряда стран. Идеологом Реформации в Германии был Мартин Лютер (1483-1546гг.), критиковавшего злоупотребление и испорченность нравов католического духовенства и отстаивал идею о том, что роль церкви должна сводиться к поучениям и наставлениям христиан в духе благочестия, отвергал роль церкви как посредника между Богом и людьми, требовал предоставления мирянам права устройства церковных дел. В 1520ых годах изменилось положение, единая оппозиция распалось и оформились два основных направления: последователи Лютера и народная Реформация по главе с Т.Мюнцером и М. Гайсмахером.

Выразителем народной Реформации являлся Т.Мюнцер, главной задачей своей считали это проведение социально-экономического переворота , который должны провести крестьяне и городская беднота, возражая против угнетения народа и выступал за такой общественный строй, в котором отсутствуют классовые различия, частная собственность и государственная власть.

Кульминацией Реформации стала Крестьянская война 1524-1525 гг. В ходе ее усилилась княжеская власть и ее орудием была лютеровская реформация, продолжавшая путь к секуляризации церковных земель. Император Карл V приостановил «огосударствление» церковных земель.

В 1555 г. протестанские и католические князья Германии заключили между собой и императором религиозный мир , согласно которому княжеский суверенитет объявляется незыблемым и распространяется на религиозную область. В результате договора в Германии образовались католические и протестанские княжества, отличавшиеся религиозной и политической ориентацией. Реформация в Германии способствовала усилению и закреплению политической раздробленности, что обусловило застой и хозяйственный упадок.

С середины XVI в Германия потеряла свое место на внешнем рынке. Набирала силу тенденция к усилению закрепощения крестьян.

В Швейцарии зачинателем Реформации был священник Ульрих Цвингли (1484-1531гг) и сменивший его Жан Кальвин (1509-1564 гг.), завершивший Реформацию. Они считали, что заранее предопределенно кому идти после смерти в ад, а кому в рай, поэтому главной обязанностью христианина делать свое дело честно, добросовестно старательно.

Его учение распространилось во Франции (Гугеноты) и Англии (пуритане). В Нидерландах кальвинизм (последователь Лютера) стал идейной основной революционной борьбы за независимость от католической Испании (1566-1609). В Скандинавских странах приветствовали учение Лютера. Все сторонники Реформации с этого времени стали называться протестантами.

Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся двумя путями: с одной стороны, через Ренессанс, а с другой - через европейскую реформацию. Оба течения отличаются друг от друга способами критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость уничтожения средневековой философии и идеологии, выступают как проявление ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии нового времени. Течения имеют общую историческую основу - оба постепенно «вызревают» в недрах феодализма с его натуральным производством.

Совершенствование орудий труда и специализация вели к зарождению множества поселений и городов, которые быстро росли и развивались, постепенно освобождаясь от гнета феодалов, становились независимыми. Потребность в развитии производительных сил дает толчок опытному познанию природы, а потребность в свободном труде независимого работника порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинствах.

Универсальным выражением этих потребностей стал гуманизм Возрождения, однако культура, науки, учения были доступны узкому кругу людей и не могли способствовать победе нового строя.

Духовную жизнь того времени определяла религия. Тогда почему же церковь не смогла дать отпор вызову времени. Почему не противостояла протестантизму? Потому, что протестанты легко и доступно дали ответ на вызов истории: католическую церковь надо отвергнуть потому, что она безнравственна, а следовательно, безбожна!

Католическая церковь, имея власть над Западной Европой и несметные богатства, оказалась в печальном положении. Возникнув как движение униженных и порабощенных, бедных и гонимых, христианство в средние века стало господствующим. Безраздельное господство католической церкви во всех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и разложению. Доносы, интриги, сожжение на костре и пр. творились именем учителя любви и милосердия-Христа! Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Наживалась на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.

Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже в выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и Ренессанс неотделимы друг от друга.

В XV-XVI вв. два ярких явления – Возрождение (или Ренессанс) и Реформация , произвели революцию в общественной жизни Западной Европы.

Ренессанс – это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация – обновление церкви, сопровождающееся всплеском религиозных чувств.

Объединяет эти два явления то, что разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Культура Возрождения зародилась в Италии во второй половине XIV века и продолжала развиваться до XVI века, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения – это появление гуманизма в философии. В развитие идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альберти и Витториано да Фельтре . Гуманисты не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Гуманисты стремились соединить две шкалы ценностей.

Гуманисты XV в. вплотную подошли к проблеме нового научного метода, отличного от схоластической диалектики. Это положительно сказалось на развитии естествознания. Известный математик Лука Пачоли (1445-1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, бухгалтерского учета.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого гуманисты считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.

Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. Наступила эпоха самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому.

Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Родиной Реформации была Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась во Франции, Англии, Нидерландах. В Швейцарии реформационные идеи поддержал и продолжил Жан Кальвин (1509-1564).

В Европе, охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви – англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической.

Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Кальвин пропагандировал, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и предпринимательство. С течением времени протестантская этика, разработанная Жаном Кальвином, охватила широкие слои общества и главными носителями ее стали буржуа. И это естественно: она давала ориентиры, которые были необходимы для жизни в зарождающемся капиталистическом обществе, где многое зависело от трудолюбия и предприимчивости, а социальное происхождение уже не предопределяло судьбу человека.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Бытовая эзотерика - Приметы. Нумерология. Магия. Религия